Как использовать преимущества CMDB в комплексном управлении ИТ-инфраструктурой

Построение CMDB дает возможность внедрить комплексный подход к учету компонентов инфраструктуры. Также CMDB может стать основой для формирования комплексного представления об ИТ-ландшафте, когда принимаются во внимание внешние факторы, оказывающие влияние на ресурсы, а данные максимально детализируются. Как этого добиться, рассмотрим в статье.

Какие задачи решает CMDB

Зачастую до внедрения CMDB учет ИТ-активов и оборудования ведется лоскутно: в Excel-таблицах или разрозненных системах, а данные обновляют вручную разные специалисты. До определенного момента компания ничего не теряет при таком подходе.

Когда ИТ-инфраструктура разрастается, возникает потребность агрегировать данные и привести к единому стандарту. Это позволяет быстрее получать нужную информацию и более гибко управлять элементами.

Чтобы решить эти задачи, создают CMDB — базу данных управления конфигурациями. Концепция CMDB позволяет рассматривать элементы ИТ-инфраструктуры или их совокупность как части чего-то большего, устанавливать взаимосвязи между равнозначными и разноуровневыми объектами.

Разберем на примере. Ноутбук состоит из видеокарты, блока питания, оперативной памяти, жесткого диска, операционной системы, рабочих программ и т. п. В CMDB каждый из этих элементов является конфигурационной единицей (КЕ): может рассматриваться и отдельно, и как часть оборудования. При этом CMDB позволяет учитывать срок эксплуатации всех деталей, период действия лицензий на ПО и другие характеристики.

Сам ноутбук также является и КЕ, и одним из элементов автоматизированного рабочего места сотрудника (АРМ). Так, в АРМ может входить дополнительный монитор, мышь и коврик для нее, клавиатура, видеокамера.

По итогу на основе сформированной CMDB получится построить ресурсно-сервисную модель (РСМ) — иерархическую схему ИТ-инфраструктуры, на которой отображаются элементы и взаимосвязи между ними.

РСМ дает возможность:

  • оценивать влияние ресурсов на ИТ-сервисы;
  • прогнозировать, как изменения или доработки ИТ-сервиса и ИТ-системы отразятся на ресурсах;
  • вычислять стоимость сервиса с учетом всех затрат на амортизацию;
  • выявлять корневые причины аварий и недоступности услуг.

РСМ можно обогатить данными из систем мониторинга. Это позволит контролировать состояние инфраструктуры и услуг в режиме онлайн, а также определять причины сбоев. Например, построить РСМ можно в системе класса Service Desk, а отслеживать актуальное состояние КЕ и услуг — в системе зонтичного мониторинга.

Еще CMDB позволяет учитывать взаимосвязи между элементами инфраструктуры. Вместе с тем на нее влияют и другие факторы, такие как: срок действия лицензий, срок эксплуатации оборудования, договоренности с поставщиками услуг и другие.

Допустим, услуга хостинга корпоративного сайта компании поддерживается ПО, которое связано с облачным сервисом. Срок действия лицензий для доступа к сервису составляет 2 года, а предоставляемая услуга зависит от сервера, период работоспособности которого 5 лет. Возможностей CMDB будет недостаточно, чтобы принять во внимание все эти факторы.

Посмотреть на ИТ шире помогает IT Asset Management (ITAM) — процесс управления ИТ-активами. Рассмотрим, как возможности ITAM позволяют сформировать более широкий взгляд на инфраструктуру.

Смотрим на ИТ-инфраструктуру с помощью ITAM

CMDB оперирует понятием «конфигурационная единица», а ITAM — «ИТ-актив». Разберем, в чем разница.

Конфигурационная единицаИТ-актив
Этапы жизненного цикла
Установка
Эксплуатация
Вывод из эксплуатации
Планирование, закупка, аренда
Установка
Эксплуатация
Вывод из эксплуатации
Утилизация
Атрибуты Технические характеристики
Расположение





Технические характеристики
Расположение
Стоимость
Договоры
Связь с ИТ-сервисом
Версионность ПО
Обслуживание
Владение
Модель Ресурсно-сервисная Сервисно-финансовая

Жизненный цикл ИТ-актива включает больше этапов, чем у КЕ. Это влияет на управляемость как самим активом, так и ИТ-инфраструктурой.

Список атрибутов ИТ-актива также более широкий. Это позволяет отслеживать взаимосвязи между договорами и ресурсами, видеть стоимость покупки и содержания ИТ-актива, понимать, кто несет ответственность за оборудование и когда его нужно обслуживать.

Если CMDB дает возможность построить РСМ, то ITAM — сервисно-финансовую модель (СФМ). Это модель, которая описывает взаимосвязи между ИТ-активами (источниками затрат) и позволяет оценить степень их влияния на стоимость услуги.

СФМ дает возможность:

  • корректно аллоцировать затраты;
  • оценивать стоимость элементов инфраструктуры, услуг и связанных затрат;
  • планировать затраты на развитие и изменение ИТ-сервисов;
  • принимать взвешенные решения, например, о необходимости предоставления ИТ-услуг с точки зрения соответствия их стоимости и ценности для пользователя.

При этом стоит учитывать, что процессы ITAM поддерживаются с помощью CMDB. Например, построить сервисно-финансовую модель инфраструктуры невозможно без ресурсно-сервисной.

ITAM-система участвует в сквозных процессах, поэтому должна обладать возможностью интеграции с продуктами, которые используются в компании. Например, с биллинговыми, техническими, Service Desk и другими системами. Это позволит учитывать различные внешние факторы, которые влияют на ИТ-инфраструктуру.

Смотрим на ИТ-инфраструктуру с помощью Inventory

У некоторых организаций может возникнуть необходимость смотреть не шире — в финансы, а глубже — в детали. Поэтому CMDB потенциально может стать основой для формирования более точного представления об ИТ.

Каким компаниям нужен более подробный учет инфраструктуры:

  • с широкой разветвленной сетью;
  • тем, где критично важна доступность услуг и высокая безопасность данных;
  • тем, где стремятся оптимизировать ресурсы или планируют изменить структуру сети;
  • тем, кто придерживается жестких стандартов и регуляторных требований.

Чаще для этого используются системы класса Network Resource Inventory, предназначенные для технического учета и контроля ресурсов.

Системы типа Inventory позволяют смоделировать будущее видение инфраструктуры. Сначала описывается модель «как есть сейчас», затем настраивается «как должно быть». Организация реализовывает «идеальную» версию, и когда реальные процессы начинают соответствовать модели «как должно быть», переключается на нее. Старая версия сохраняется в архиве на случай, если возникнет необходимость что-то уточнить или проверить.

В системах Inventory широко используется визуализация, потому что списки конфигурационных единиц, адресов или любые другие не всегда позволяют быстро оценить ситуацию. Например, получить представление о расположении узлов связи проще с помощью карты, а не списка площадок.

Также визуализация позволяет разобраться с теми вопросами, которые с помощью списков решить затруднительно. Например, системному администратору нужно понять, есть ли место для размещения новых серверов. Список оборудования не дает представления о загруженности стоек. Нужна визуализация. В системах класса Inventory можно создать схему, которая будет отображать физическое расположение ресурсов и поможет найти свободные площадки для размещения оборудования.

Детализация технического учета предполагает обогащение данных с помощью дополнительного сбора и сопоставления. Для сравнения: в CMDB для указания расположения КЕ достаточно указать номер кабинета. В системах Inventory расположение оборудования максимально уточняется, например, указывается стойка, ее сторона и конкретная полка.

Как дополнить данные в Inventory

Как и ITAM, системы Inventory участвуют в сквозных процессах предоставления ИТ-услуг, а значит, собирают и используют данные из различных систем. Например, в системе Naumen Inventory может агрегироваться информация из системы автодискаверинга и мониторинга Naumen Network Manager.

В системе зонтичного мониторинга Naumen BSM могут собираться и нормализовываться данные из разных систем мониторинга. Эти данные поступят в Inventory и позволят контролировать состояние ресурсов.

Также Inventory может быть связана с системой для управления ИТ-процессами и сервисным обслуживанием Naumen Service Desk. Инциденты, события, запросы на изменение и обслуживание будут обогащаться данными из Inventory, и наоборот.

Такая линейка инфраструктурных продуктов позволяет выстроить сквозной процесс управления ИТ-услугами: от самого нижнего уровня, «железа», через логические уровни и до уровня сервиса. Поэтому важно, чтобы Inventory можно было встроить в существующую инфраструктуру компании, а еще лучше — бесшовно интегрировать с другими продуктами.

Таким образом, для детализации ИТ-инфраструктуры лучше использовать данные разных систем. Такой подход позволит вовремя актуализировать модель инфраструктуры и отслеживать «здоровье» ресурсов.

К выводам

Ценность CMDB заключается не только в возможности комплексного учета элементов ИТ-инфраструктуры и построении ресурсно-сервисной модели. CMDB становится основой, которую можно насыщать данными из других решений: зонтичного мониторинга — для отслеживания актуального состояния ресурсов и услуг, ITAM — оценки влияния внешних факторов и аллокации затрат, Inventory — максимальной детализации. Использование данных из подобного класса систем повышает эффективность управления инфраструктурой и в конечном счете сокращает расходы на ИТ.