CMDB и инструменты визуализации: что дает ресурсно-сервисная модель и схема ЦОД
В статье рассказываем, как инструменты визуализации CMDB, реализованные в продуктах на базе платформы Naumen SMP, помогают управлять
Кейс 1. Оценка влияния инцидента
В чем проблема. Бывает, что сразу оценить влияние события на инфраструктуру нельзя. Например, в системе зарегистрирован сбой на хосте. Чтобы разобраться, какие именно виртуальные машины отключатся, нужно время. Поэтому
Как выстроить процесс с CMDB. Для решения проблемы можно использовать один из инструментов CMDB —
На схеме можно наглядно отобразить, какие виртуальные машины связаны с конкретными хостами и хранилищами. При возникновения сбоя система с помощью РСМ определяет, на какие конфигурационные единицы мог оказать влияние инцидент и кто за них отвечает. Далее в системе Naumen Service Desk будет автоматически зарегистрирована заявка, в которой зафиксируется список связанных сервисов и систем. Также автоматически заинтересованным лицам будут отправлены уведомления о вероятности сбоя. Но не всем, а только тем, кого потенциально затрагивает инцидент.
Что дает. Сокращается время на поиск и информирование всех интересантов. Упрощается процедура получения подтверждения о восстановлении работы систем. Ответственные получают оповещения только по тем событиям, которые их затрагивают. А пользователи — достоверную информацию о восстановлении сервисов.
Кейс 2. Управление изменениями
В чем проблема. При проведении плановых изменений в инфраструктуре важно понимать, на какие сервисы и системы повлияет преобразование, и уведомлять интересантов. Допустим, в системе для обработки клиентских заявок запланировано обновление: коммит новой функциональности. Недоступность системы в это время может привести к «остановке» интеграций с другими приложениями. Без автоматизации процесса сложно определить не только сервисы, которые будут затронуты потенциальным обновлением, но и ответственных за них. Поэтому информирование о таких работах становится нетривиальной задачей.
Как выстроить процесс с CMDB. С помощью РСМ получится выявлять конфигурации, которые могут быть затронуты в результате изменения. Дальнейшие этапы процесса настраиваются
Первый вариант — формировать список ответственных лиц и отправлять им оповещения о планируемых изменениях и связанных с ними событиях автоматически.
Второй вариант — изначально включить в список согласующих запрос на изменение всех, кто отвечает за связанные сервисы и системы.
Что дает. Процесс внесения изменений становится более прозрачным. Появляется возможность оценивать влияние изменения на инфраструктуру. Возможные сбои в работе связанных систем не станут неожиданностью для владельцев сервисов.
Кейс 3. Инсталляция оборудования в ЦОД
В чем проблема. Допустим, в компании нет точных данных, где и какое оборудование стоит, какие места свободны или зарезервированы, какие характеристики у этих мест (мощность питания, температура и т. п.). Чтобы получить актуальные сведения, где поставить новый сервер, нужно физически прийти в ЦОД. Кроме того, одним ЦОД могут пользоваться несколько подразделений компании. Нередки ситуации, когда один департамент выбрал подходящее место для своего сервера, а на момент установки оборудования это место оказалось занято.
Как выстроить процесс с CMDB. Создать схему ЦОД и отобразить на ней расположение шкафов, стоек и оборудования, теплый и холодный коридоры, потребление электроэнергии и температуру. При планировании установки сервера через систему оценить наличие свободных мест, достаточность питания и другие характеристики, и зарезервировать подходящую полку.
Что дает. Повышается эффективность управления
В итоге
Инструменты на базе CMDB помогают визуализировать связи между разными