Как построить CMDB для финансовой организации: кейс для банка
Меня зовут Виктория Кабицына, бизнес-аналитик в Naumen. На примере клиентского кейса расскажу, как один из российских банков стал управлять
Банковский ИТ-учет с «ПрограмБанк.АБС»
Управление
Раньше
Недостатки ИТ-учета с помощью «ПрограмБанк.АБС»:
- Невозможность детализации. Информация о составе
ИТ-актива отсутствует, а сами активы неделимы. - Данные сгруппированы неподходящим для задач ИТ образом.
- В системе хранится много избыточной информации, учитываются все активы, не только ИТ. Это затрудняет поиск нужной информации и замедляет работу
ИТ-специалистов .
Например, отдельный
Такой подход не отвечает задачам
Ведение ИТ-учета с помощью Excel
ИТ-подразделение банка стало детализировать данные из бухгалтерской системы в таблицах Excel. Это работало до определенного момента. Когда количество используемого оборудования возросло, а инфраструктура усложнилась, учет с помощью Excel стал медленным и неудобным.
Недостатки
- Сложно вести учет на необходимом уровне детализации. В таблицу невозможно внести необходимый объем данных об оборудовании и выстроить взаимосвязи между элементами.
- Риск ошибок и потерь данных, возникающих при ручном учете. Сотрудники могли забыть описать оборудование или внести некорректную информацию в базу. Информация об учетных единицах была плохо структурирована и неоднородна.
Учет не позволял установить, какое именно оборудование хранится на складе, что приводило к закупкам лишних устройств. Было сложно понять, можно ли продлить срок службы ноутбука, добавив оперативную память, или его необходимо списать, что также способствовало нерациональному использованию ресурсов. Был затруднен контроль лицензий ПО, поэтому финорганизация могла закупить дополнительные лицензии при наличии свободных.
Также учет в Excel уже не отвечал потребностям банка в управлении парком оборудования и мощностями, планировании и оптимизации бюджета. Компания стала искать специализированное решение для управления ИТ среди систем класса Service Desk.
В первую очередь банк интересовала возможность управления конфигурационными единицами (КЕ) — оборудованием и комплектующими, программными активами и лицензиями. В дальнейшем с помощью этой же системы организация планировала охватить процессы сервисного обслуживания — поддержку пользователей, предоставление
Новый уровень ИТ-учета
Банк выбрал комплексное решение Naumen Service Desk. Система позволяет построить базу данных управления конфигурациями (CMDB) и управлять
Дополнительное преимущество решения от NAUMEN — бесшовная интеграция с продуктом Naumen SAM для управления лицензиями и ПО. А наличие мобильной версии позволяет отслеживать устройства по QR-коду, а также предусматривает множество сценариев инвентаризации оборудования.
Проект внедрения Naumen Service Desk продолжался 3 месяца. За это время мы провели обследование, внедрили систему, настроили импорт и синхронизацию активов на основе данных из «ПрограмБанк.АБС» и Excel.
Построение CMDB. Чтобы построить CMDB, данные об оборудовании нужно было перенести из Excel в Naumen Service Desk. При загрузке обошлись минимальными настройками, в системе все подготовлено для быстрой обработки таких данных.
В результате сформированная база конфигурационных единиц позволяет:
- учитывать все элементы
ИТ-инфраструктуры с максимальной детализацией; - отражать взаимосвязи между компонентами;
- отслеживать состояние, расположение, ответственного за оборудование и связанные инциденты на протяжении всего жизненного цикла актива.
ИТ-инфраструктура банка постоянно меняется: добавляются новые устройства, списываются старые, меняется местоположение и состав оборудования. Чтобы CMDB отражала реальную картину, данные необходимо обновлять. Мы отработали эту процедуру: данные из Excel обогащаются данными из «ПрограмБанк.АБС». Далее из «ПрограмБанк.АБС» выгружается стандартная инвентаризационная опись в формате .xml и загружается в Naumen Service Desk. В системе данные автоматически обрабатываются, КЕ соотносятся с инвентарными номерами.
Учет лицензий. Для управления ПО и лицензиями банк использует продукт Naumen SAM. С его помощью специалисты контролируют сроки действия лицензий, неиспользуемое и нелицензионное ПО. Данные о программах, установленных на рабочем оборудовании, дополняют базу конфигурационных единиц.
Так, в CMDB специалисты могут увидеть не только информацию о комплектующих, из которых состоит, например, ноутбук (матрица, видеокарта, блок питания, оперативная память), но и об установленных программах. Сейчас система контролирует 200 корпоративных устройств.
Инвентаризация
Поэтапная миграция. Банк давно использует систему Jira для обработки заявок пользователей. Система настроена под потребности организации, в ней накоплено много данных. Однако отсутствие поддержки и обновлений, а также требования российских регуляторов ускорили потребность импортозаместить западное ПО.
Чтобы обеспечить плавную миграцию с одной системы на другую, наша команда настроила взаимодействие систем. Так, обращения сотрудников сначала регистрируются и обрабатываются в Jira, затем жизненный цикл заявки дублируется в Naumen Service Desk. Со временем в новой системе накопится вся необходимая информация, и банку будет проще мигрировать на российское ПО.
К итогам и планам
Банк только начал использовать систему Naumen Service Desk для хранения данных о КЕ, управления