Обзор Naumen ITAM: учет и контроль ИТ-активов в единой системе

Разбираем, что входит в Naumen ITAM, какие интеграции с другим ПО реализованы в продукте и какие процессы управления ИТ-активами охватывает.

Что такое Naumen ITAM

Naumen ITAM — это специализированное решение для учета и контроля ИТ-активов компании. Автоматизированный инструмент помогает поддерживать в актуальном состоянии сведения о каждой единице оборудования и ПО, планировать модернизацию и ремонт, контролировать лицензионное соответствие, управлять ИТ-бюджетом, предоставлять отчеты контролирующим органам.

Решение базируется на Low-code платформе Naumen SMP. Это значит, что система быстро настраивается под потребности конкретной компании.

Функциональные возможности Naumen ITAM позволяют работать с двумя большими группами ИТ-активов.

HAM (Hardware Asset Management), или управление аппаратными активами. К ним относится любое оборудование, техника, расходные материалы, комплектующие и прочее «железо».

Модуль HAM позволяет:

  • вести учет и инвентаризацию оборудования;
  • управлять процессами в рамках жизненного цикла ИТ-актива от планирования закупки до утилизации;
  • контролировать сроки гарантийного обслуживания, фактического использования, амортизации;
  • назначать ответственных и отслеживать местоположение оборудования.

SAM (Software Asset Management), или управление программными активами. В эту область входит программное обеспечение, бессрочные лицензии, подписки, лицензионные ключи, дистрибутивы.

Модуль SAM позволяет:

  • вести учет лицензий и сопутствующей информации;
  • проводить автоматическую инвентаризацию установленного ПО;
  • управлять процессами, включая сбор потребностей, закупку, выдачу лицензий и другие процедуры;
  • контролировать лицензионное соответствие, сроки действия лицензий и технической поддержки ПО.

Задача Naumen ITAM — собрать необходимые сведения, обработать и представить в таком виде, который удобен для сопровождения дальнейших рабочих ИТ-процессов.

Интеграции со смежными системами

Naumen ITAM аккумулирует из внешних источников большое количество информации об ИТ-активах. Например, из систем дискаверинга умеет получать данные об установленном ПО и технических характеристиках различных устройств. Этот процесс осуществляется благодаря готовым коннекторам.

Другие сведения передаются из учетных и процессных систем. Например, из кадровой — информация о сотрудниках, из контрактной — договоры на покупку активов, из бухгалтерской — сведения о закупленных активах. ITAM-система и ITSM-система обмениваются сведениями о процедурах, которые проводятся с активом: ввод в эксплуатацию, ремонт, перемещение, смена пользователя.

База данных управления конфигурацией (CMDB) выступает дополнительным источником сведений об ИТ-активах. Информация синхронизируется, чтобы не возникало противоречий в данных.

После получения, нормализации и классификации данных из различных внешних систем они автоматически объединяются в единую карточку актива, которая выводит всю необходимую информацию для управления и принятия решений.

Таким образом, Naumen ITAM собирает все данные об имеющемся ПО и оборудовании, обеспечивает полноту и актуальность, ускоряет выполнение рутинных действий. Полный контроль над ИТ-активами помогает бизнесу обойти различные риски: юридические, финансовые, репутационные.

Готовые процессы управления

С помощью Naumen ITAM автоматизируется множество действий, связанных со сквозным жизненным циклом ИТ-актива. Закупка на основе потребностей, постановка на учет, ввод в эксплуатацию, списание — эти базовые действия применимы в равной степени к программным и аппаратным активам.

При этом в функциональной области HAM много специфических процедур, которые не характерны для SAM. ИТ-оборудование может перемещаться между филиалами, пользователями и МОЛами, нуждаться в инвентаризации, модернизации или ремонте. Каждое действие фиксируется в ITAM-системе.

Специалисты HAM и SAM работают с жизненным циклом ИТ-актива, используя все эти процедуры. В итоге создается цифровой след, который далее поможет отследить, где находится тот или иной актив, кто его использует сейчас, какие действия с ним совершались ранее. Сохранение детальной информации дает также возможность учитывать затраты на модернизацию и ремонт оборудования, согласовывать бюджет.

Еще один важный инструмент в Naumen ITAM — аудит использования. Он позволяет контролировать сроки лицензий и время истечения различных договоров. Достаточно внести эти данные в систему, и она автоматически напомнит о необходимости продления. Это полезно, когда компания использует много разнообразного ПО и получает техподдержку от поставщиков оборудования.

Пользовательские роли

В Naumen ITAM предусмотрены основные и дополнительные роли для пользователей.

Сотрудники, управляющие жизненным циклом. Специалисты HAM и SAM ведут учет аппаратных и программных активов соответственно, отслеживают актуальность данных о каждой единице. Менеджер ITAM контролирует работу этих специалистов и организует управление ИТ-активами на уровне всей компании.

Сотрудники, решающие смежные задачи. Например:

  • менеджер по бюджетированию составляет и согласовывает бюджеты на закупку ИТ-активов;
  • менеджер по закупкам планирует приобретение и управляет различными договорами;
  • ИТ-специалист работает с ПО и оборудованием (занимается установкой и деинсталляцией, проводит ремонт, подготовку к работе, модернизацию);
  • МОЛ контролирует оборудование, за которое отвечает;
  • администратор ITAM настраивает систему, пользуясь расширенными правами на редактирование данных.

Конечные пользователи. Если используется связка ITAM и Service Desk, сотрудник компании может создавать запросы на выдачу техники и установку ПО для работы, ремонт сломавшегося оборудования или модернизацию. Руководитель согласовывает или отклоняет запросы подчиненных, а также контролирует активы своего подразделения. И все эти задачи выполняются в единой ITSM-системе.

Как продукт встраивается в экосистему Naumen

Naumen ITAM входит в линейку продуктов для управления ИТ-инфраструктурой. Эти решения бесшовно интегрируются друг с другом, создавая единое информационное и рабочее пространство.

Система дискаверинга и корневого мониторинга Naumen Network Manager предоставляет актуальные сведения о состоянии оборудования и реагирует на изменения согласно настроенным правилам.

Комплексное наблюдение за разветвленной сетью помогает осуществить система зонтичного мониторинга Naumen Business Service Monitoring. Она агрегирует информацию из различных источников, в том числе из Naumen Network Manager. Благодаря этим сведениям в Naumen ITAM происходит автоматическая инвентаризация, регулярно актуализируются карточки ИТ-активов.

Управлять обслуживанием пользователей ИТ-инфраструктуры помогает Naumen Service Desk. Этот продукт отвечает за выстраивание различных ИТ-процессов, в том числе управление инцидентами, изменениями, запросами на обслуживание.

В связке с Naumen ITAM используется и Naumen Inventory — решение для технического учета ИКТ-инфраструктуры. Оно обеспечивает эффективное управление сетевым оборудованием, таким как маршрутизаторы, коммутаторы, сетевые кабели и т.д.

Каждая из этих систем решает свою задачу, а вместе с другими создает целостную цифровую среду для централизованного сбора и анализа данных об инфраструктуре компании и управления процессами. Подобный комплексный подход поможет компании принимать взвешенные решения, касающиеся развития ИТ-парка.

Хотите узнать, как с помощью Naumen ITAM организовать учет ИТ-активов или внедрить комплексный подход к управлению инфраструктуры? Напишите нам, и мы проведем демо продукта.