Выиграть в гонке за лояльность: зачем бизнес автоматизирует управление клиентским опытом
О том, почему бизнес всё чаще уделяет внимание сфере управления клиентским опытом (customer experience, CX), как развивается это направление в России и существует ли универсальное
— Анна, что такое клиентский опыт и зачем им управлять?
— В общих чертах клиентский опыт — это впечатление потребителя о бренде, которое складывается на всех этапах взаимодействия клиента с компанией. В основе формирования customer experience лежит клиентоцентричность бизнеса. То есть в фокусе каждого
Управлять CX необходимо, иначе при сегодняшнем перенасыщении рынка товарами и услугами сохранять конкурентоспособность всё сложнее. Уровень сервиса и лояльность клиента во многом определяют успех бизнеса, а иногда даже перевешивают цену и качество продукции.
— Почему компаниям так важно автоматизировать процесс управления customer experience?
— Всё больше компаний применяют цифровые решения, которые помогают оптимизировать процессы клиентского обслуживания. Так или иначе приходится следовать этому тренду, чтобы не проиграть в «гонке». Хотя все зависит от масштаба бизнеса. Если у компании несколько десятков клиентов, то нужную информацию можно обрабатывать в
Такие решения соединяют многочисленные информационные потоки в общей цифровой среде. С их помощью можно автоматически рассчитывать индексы потребительской лояльности и другие важные
Когда количество клиентов исчисляется тысячами или десятками тысяч, для управления customer experience необходимы специализированныеИТ-системы
— И какие цели обычно преследует бизнес?
— Одни компании стремятся уменьшить отток потребителей. Вторые — улучшить сервис и расширить охват обслуживания. Для третьих — важно увеличить объём дополнительных продаж, чтобы диверсифицировать бизнес. Поэтому организации стремятся дополнить базовой перечень услуг новыми сервисами. Например, в отделениях Почты России продают различные товары, энергосбытовые компании предоставляют дополнительные услуги по поверке счетчиков, а
Чтобы такие предложения находили свою целевую аудиторию, нужно анализировать большие объёмы информации о клиентах в самых разных аспектах. Вариантов может быть множество в зависимости от специфики бизнеса.
— Какова ситуация с управлением CX в нашей стране?
— В России на customer experience обратили внимание гораздо позже, чем за рубежом. Однако российский бизнес начал эту работу с низкого старта и уже достиг впечатляющих результатов. Банковский сектор, ритейлеры и сервисные компании постоянно совершенствуют механизмы взаимодействия с клиентами: развивают различные
Не обходится и без проблем. Многие компании по старинке используют целый арсенал разрозненных инструментов для работы с клиентами: CRM, Excel, самописные программы. При таком подходе централизованно управлять CX не получится. Зачастую клиент воспринимается бизнесом как абстрактная единица, которая встраивается в существующие
— Какие специализированные решения применяются для управления CX в России?
— Российский
Также отечественное ПО обладает несомненными преимуществами с точки зрения законодательства. Все персональные данные клиентов должны храниться на территории РФ. Зарубежные вендоры не всегда могут выполнить это требование. Поэтому тренд на импортозамещение
Маркетинг, продажи и постпродажное обслуживание, техническая поддержка, оцифровка внутреннихбизнес-процессов — потребность компаний в сквозной автоматизации разных уровней только растёт
— Представлены ли на рынке решения, которые закрывают абсолютно все задачи по управлению CX?
— Обычно компании используют параллельно несколько
В Naumen — другой путь. К автоматизации СХ мы подходим комплексно и предлагаем цифровую экосистему. Это Service Management Platform, BPM, омниканальный
Причём наши продукты синхронизируются как между собой, так и с внутренними сервисами
— Есть ли уже примеры успешного управления CX при помощи решений Naumen?
— На сегодняшний день решения Naumen помогают оцифровывать процессы customer experience в ряде крупных организаций. Например, Федеральная пассажирская компания (входит в структуру ОАО «РЖД») по итогам автоматизации аккумулирует всю историю обращений пассажиров в одной информационной системе. Процесс обработки заявок дополнен возможностями машинного обучения и текстовой аналитики. Благодаря этому в карточку заявки включаются не только данные, которые указывает пассажир. Туда также автоматически подтягивается информация о поезде, маршруте, состоянии вагона. На основе всего этого массива данных система определяет категорию проблемы и исполнителей, которые должны подключиться к её устранению. В итоге среднее время решения сложных вопросов сократилось на 25%, а простых — на 70%.
Другой кейс — Совкомбанк факторинг (бывший банк НФК), где с помощью решения Naumen автоматизированы основные
Интересен опыт Службы финансового уполномоченного (СОДФУ, входит в структуру Центробанка РФ). Наше решение «собирает» по различным каналам десятки тысяч жалоб граждан на финорганизации, позволяет автоматизировать процесс обработки этих обращений, в том числе предоставляя интерфейсы для внешних исполнителей, таких как страховые компании, банки, внешние эксперты.
Если говорить обобщенно о пользе
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития решений для управления CX?
— Будущее таких систем за развитием
Одновременно цифровые решения по управлению customer experience будут развиваться в разрезе популярной методики Next Best Offer. Речь о расширении использования предиктивной аналитики. На основе множества клиентских данных можно спрогнозировать дальнейшие события и разрабатывать наиболее подходящие потребителю предложения.
Конечно, успех бизнеса определяют люди. Вместе с тем