Эффективная миграция на российские ITSM-решения: применение лучших практик
С уходом иностранных поставщиков
На что обратить внимание при миграции на отечественное ITSM-решение
Миграция с зарубежного ПО — многоаспектный процесс. Вот только часть моментов, на которых важно сфокусироваться при выборе информационной системы.
Инфраструктурные ресурсы. Один из ключевых вопросов — какие инструменты развертывания
В свою очередь, размещение «в облаке» позволяет сэкономить на поддержке собственной инфраструктуры и облегчает дальнейшую эксплуатацию. В частности, можно арендовать вычислительные мощности на публичном облачном сервисе, если это соответствует политикам информационной безопасности организации. Такой вариант существенно снизит стоимость владения системой, если сравнивать с классическим
Адаптация и развитие процессов. При миграции бизнесу приоритетно сохранить ту процессную зрелость, что обеспечивал прежний
Интеграция с
Так, в целях импорта учетных данных пользователей внедряемому инструменту необходимо взаимодействовать с каталогами Microsoft Active Directory и системами автоматизации кадровых процессов компании. Для работы с конфигурационными единицами потребуется интеграция с системами инвентаризации и управления
Формат быстрого внедрения ITSM-решения
Сроки и сценарии миграции с иностранных решений на российские зависят от специфики бизнеса, объема переносимых процессов и других факторов. Проектный опыт NAUMEN в области импортозамещения показывает, что укрупненно можно выделить три шага для быстрой миграции:
- Сформировать центр компетенций.
- Подготовить каталог услуг.
- Провести опытную эксплуатацию системы.
Формат быстрого внедрения охватывает:
- подготовку необходимых для управления новым инструментом специалистов внутри компании;
- систематизацию услуг;
- настройку и запуск процессов;
- поддержку сопутствующих организационных изменений.
В среднем, по оценке экспертов NAUMEN, такой формат от старта проекта до завершения
Шаг 1. Формирование центра компетенций. Чтобы компания могла самостоятельно управлять
К настройкам системы необходимо привлекать самых разных специалистов, которые будут выполнять свои функции в рамках назначенных ролей:
- инфраструктурный администратор — обеспечивает установку и поддержку системы, анализирует логи, проводит технические работы;
- прикладной администратор — консультирует по настройкам
бизнес-процессов и услуг, проводит обучение по системе, назначает роли менеджерам процессов; - менеджеры каталога — отвечают за механизмы ведения перечня услуг и добавление в него новых;
- менеджеры услуг — отвечают за корректную работу и поддержку услуг, а также настройку услуг в системе.
К потенциальным организационным изменениям можно отнести создание новых сервисных служб и разработку регламентных документов.
Шаг 2. Подготовка каталога услуг. Набор предоставляемых компанией услуг выступает ядром для выстраивания
- Использовать типовой перечень, который предоставляется поставщиком вместе с системой. В таком случае останется только настроить последовательность обработки запросов и параметры SLA.
- Сбор информации берет на себя поставщик, далее он формирует уникальный каталог, который согласовывает с заказчиком.
- Сбором данных и добавлением услуг в каталог самостоятельно занимаются специалисты центра компетенций компании, а поставщик выступает как консультант по сложным вопросам.
Шаг 3. Опытная эксплуатация новой системы. Для этого шага также возможны разные сценарии. Например, в первой части опытной эксплуатации работоспособность системы проверяется на ограниченном количестве услуг и участников (сотрудниках сервисных подразделений и пользователях), а только потом процессы разворачиваются в полном объеме.
Организации с разветвленной филиальной сетью зачастую начинают тестировать новый инструмент автоматизации с головного офиса. После внедрения и апробации сервисных процессов полученный опыт масштабируется на всю компанию как по количеству услуг, так и по охвату филиалов и пользователей.
Независимость стека технологий
Для бизнеса важно не просто перейти на российскую платформу, а выбрать решение на полностью отечественном стеке ПО — от операционной системы, базы данных до вспомогательных программ и браузеров. Только так получится выстроить
Ключевым требованием в условиях импортозамещения становится именно технологическая независимость, когда внедряемый продукт строится на открытом ПО, не содержит проприетарных компонентов иностранных поставщиков. Например, технологический стек NAUMEN обеспечивает непрерывность работы критичных
Краткий алгоритм для эффективной миграции
- Изучите, какие варианты развертывания
ITSM-решения предлагают поставщики: внутренняя инфраструктура компании либо размещение в облачной среде. - Протестируйте, какие
ITSM-процессы содержатся в готовой конфигурации продукта, а что может поэтапно реализовываться при развитии проекта. - Выберите, какие базовые интеграционные возможности должно обязательно обеспечивать внедряемое решение.
- Спроектируйте основные шаги перехода на новую систему. Уточните у поставщика, разработана ли готовая программа миграции, есть ли примеры успешных внедрений.
- Оцените технологическую независимость системы: возможность построить ее полностью на компонентах российских разработчиков (ОС, СУБД, прикладное ПО).