Как работает автоинвентаризация: кейсы управления данными об оборудовании

Для поддержки CMDB в актуальном состоянии в Naumen BSM реализован автодискаверинг. В статье на примерах разберем, как это реализуется в зонтичном мониторинге.

Как выполняется автоинвентаризация в зонтичном мониторинге

Один из ключевых принципов зонтичного мониторинга — аккумуляция «сырых» данных из внешних источников. Например, системы инфраструктурного (корневого) мониторинга поставляют в решение Naumen BSM данные об объектах мониторинга, событиях и метриках. После обработки данные поступают в систему учета инфраструктуры. Этот процесс называется автоинвентаризация.

Каждая система мониторинга отслеживает реально существующее оборудование или сущности. Их представление в Naumen BSM называют объектом автоматической инвентаризации (ОАИ).

Кейс 1. Сопоставление ОАИ и КЕ

В Naumen BSM из внешнего источника поступает информация об оборудовании. На основе этих данных создаются ОАИ. Далее ОАИ сопоставляются с конфигурационными единицами (КЕ) — виртуальным представлением конкретного физического устройства в системе автоматизации.

Как это происходит. Обычно сопоставляется серийный номер, IP-адрес и (или) наименование. Когда приходит ОАИ, система смотрит значения этих атрибутов и ищет аналогичные КЕ.

Кейс 2. Создание КЕ по данным из внешнего источника

Бывает, система не может сопоставить ОАИ и КЕ, поскольку в зонтичном мониторинге отсутствуют данные о соответствующем оборудовании. Например, если в инфраструктуре используется новое оборудование, не внесенное в CMDB в системе учета. В таком случае Naumen BSM запускает механизм создания конфигурационной единицы на основании данных ОАИ.

Как это происходит. В ОАИ заполнены различные параметры оборудования — от имени устройства до IP-адреса. Эти данные поступают из внешнего источника. Система зонтичного мониторинга создает КЕ, при этом использует данные из ОАИ, а также определяет классификацию устройства.

Кейс 3. Нехватка данных из внешнего источника

Не всю информацию, нужную для создания КЕ, мы можем получить из внешнего источника. Например, из него не приходит классификация. Ее мы определяем уже в рамках зонтичного мониторинга, используя значения других атрибутов и преднастроенные правила. Так, если для ОАИ используется обобщение тип «Сетевое устройство», то в КЕ мы указываем классификацию устройства «Коммутатор».

Как система определяет классификацию. Классификацию можно взять из модели устройства. Если информации о модели нет, то используются правила определения классификации. В ОАИ всегда заполнен атрибут «Тип ОАИ». Пользователь настраивает правило определения классификации устройства в зависимости от значения этого атрибута. И система, опираясь на это правило, определяет, какая классификация КЕ соответствует определенному типу ОАИ.

Кейс 4. КЕ соответствует несколько ОАИ

Допустим, одно и то же устройство контролируют несколько систем корневого мониторинга. Каждая из этих систем поставляет в Naumen BSM информацию об оборудовании, на основании которой формируется ОАИ. Соответственно, сколько внешних источников данных, столько создается ОАИ, связанных с одним объектом мониторинга. Параметры этих ОАИ могут отличаться, так как разные системы по-своему определяют атрибуты, например, тип устройства.

Например, состояние системного блока контролируют Zabbix и Naumen Network Manager. В Naumen BSM создается две ОАИ на основании данных из этих систем. После сопоставления обе ОАИ связываются с нужной КЕ.

Зонтичной системе нужно понять, данные из какой ОАИ нужно использовать для заполнения КЕ. Особенно в ситуации, если значения одних и тех же параметров из разных систем расходятся. Для этого в Naumen BSM предусмотрены правила определения весов атрибутов. С помощью правил можно установить разные веса — приоритеты, к данным из разных источников.

Например, Zabbix определяет один IP-адрес устройства, а Naumen Network Manager — другой. При этом вес параметра «IP-адрес», полученного из Zabbix, равен 100. Это выше, чем вес этого же параметра в Naumen Network Manager. Значит, в КЕ будет внесена информация из Zabbix.

К итогам

Naumen BSM автоматически аккумулирует данные из различных систем корневого мониторинга. После обработки происходит актуализация информации в базе данных конфигурационных единиц, которая может вестись в различных системах учета. Таким образом, выполняется автоинвентаризация, и информация об оборудовании своевременно наполняет CMDB.