Как построить эффективную ИТ-инфраструктуру: 5 ключевых принципов
Инфраструктура играет одну из центральных ролей в успешной работе любой компании, потому что обеспечивает жизнедеятельность всех направлений. Неэффективное управление
Эффективное управление, наоборот, может сделать компанию более производительной и конкурентоспособной, а также позволит:
- всегда понимать актуальную картину состояния
ИТ-ресурсов компании; - уменьшить число технических проблем;
- ускорить их решение;
- более точно планировать бюджет;
- избежать потерь компании из-за неполадок, связанных с ИТ-ресурсами.
Рассмотрим подробнее 5 ключевых принципов, на которых строится надежная
1. Анализ заявок пользователей в поддержку
Заявки пользователей в
- число поступивших заявок;
- проблемы, с которыми обращаются;
- сроки решения.
Допустим, за последний месяц
Анализ обращений поможет заметить это и вовремя провести модернизацию оборудования. Иначе однажды на почтовом сервере перестанет хватать ресурсов. Почта будет блокирована, а специалисты компании останутся без необходимого средства связи. Это риски для бизнеса. Например, если менеджер отдела продаж вовремя не отправит коммерческое предложение, то клиент может выбрать другого поставщика.
Работать с заявками, структурировать их и анализировать помогают системы Service Desk. Они не только сокращают срок решения проблемы, но и формируют единую базу обращений, которая служит достоверным источником данных для работы ИТ-службы.
2. Управление сервисами и их сопровождение
Отсутствие четких зон ответственности ИТ-специалистов — частая причина того, что технические проблемы долго решаются. А это негативно влияет на бизнес-процессы. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, сотрудникам важно понимать, за какие сервисы, оборудование и ПО они отвечают. К примеру, за почту, корпоративный портал, внешний сайт, базы данных, ERP, CRM и другое.
Чтобы распределить зоны ответственности ИТ-подразделения, нужно:
- Составить список сервисов, которые необходимо поддерживать.
- Определить состав оборудования и ПО, от которых зависит бесперебойность каждого сервиса.
- Описать пользователей каждого сервиса и команды, которые эти сервисы сопровождают.
- Сформировать список услуг, которые переданы на аутсорс. Собрать и систематизировать документы по оборудованию, ПО: лицензии, гарантии, договоры о сервисной поддержке.
Один из ключевых моментов при сопровождении сервисов — их критичность для бизнеса. Допустим, «упала» CRM, и менеджеры не могут внести данные по клиентам или зафиксировать сделку. Эту проблему нужно решать в первую очередь.
Чтобы так и происходило, необходимо:
- Составить список сервисов, которые критично важны для компании.
- Согласовать их с бизнесом.
- Закрепить за ними для ИТ-поддержки назначенный уровень критичности.
Если сервис на аутсорсинге, то с подрядчиком также должно действовать соглашение о порядке действий, типах и сроках работ.
Хорошо, когда каждый
Когда регламенты разработаны и применяются, можно сделать следующий шаг к оптимизации работы
3. Информационная безопасность
У любой компании есть персональные данные сотрудников, клиентские базы,
- утечку конфиденциальной информации;
- нарушение процессов компании через вмешательство в ИТ-инфраструктуру (кибератаки, вирусные атаки и т.д.).
Чтобы эта работа была комплексной и эффективной, компании нужна политика информационной безопасности. Если она есть, нужно проверить ее на актуальность. Если нет, то разработать.
Этот документ предусматривает все возможные риски информационной безопасности, их причины и последствия. Каждый риск нужно описать и составить список мероприятий, которые позволят его минимизировать. Причем учитывать как технологический, так и человеческий факторы. Все, что касается
- антивирусная защита;
- межсетевое экранирование;
- принципы доступа к информации, корпоративным системам и системам управления.
Также возможные риски требуется оценить по вероятности их наступления и тяжести последствий для бизнеса. Это позволит расставить приоритеты в работе с ними и выстроить план мероприятий.
4. Обновление и модернизация оборудования
Состояние
Для этого нужно четко понимать состав всей
Например, персональные рабочие ПК рекомендуется менять каждые 5 лет. Но этот срок может варьироваться в зависимости от исходных данных оборудования. Если не было запаса мощности, то компьютер устареет и за 3 года. Когда есть информация по каждой единице техники: характеристики, срок эксплуатации, даты обновления — можно не ждать, когда с ней начнутся проблемы. Появляется возможность сработать на опережение: составить график обновления и тем самым избежать сложностей.
Держать инфраструктуру под контролем помогают системы
Бывает, что на разных этапах развития в компании уже внедрили локальные системы мониторинга. Например, одна собирает метрики с сетевого оборудования, другая — с серверов, третья следит за приложениями. Данные с них хранятся в разных местах и не сопоставляются друг с другом. Тогда пора переходить на следующий уровень — систему, которая собирает и сводит воедино информацию от остальных. Это позволяет видеть комплексную картину
5. Резервное копирование
Продуманная стратегия резервного копирования позволяет защитить данные, избежать их полной или частичной потери, восстановить системы и приложения до того состояния, в которых они были до того, как пострадали.
Необходимый минимум — это правило «3-2-1» для критической информации:
- не менее 3 копий одного набора данных;
- не менее 2 разных носителей для копий одного набора данных;
- как минимум 1 копия на физически удаленном от
ИТ-инфраструктуры компании носителе (на сервере FTP, в облаке и т.д.) на случай локального происшествия.
Иначе, например,
В итоге
Есть 5 базовых принципов, на которых строится надежная и эффективная
- Анализ заявок пользователей в
ИТ-подразделение . - Управление сервисами и их сопровождение.
- Информационная безопасность.
- Обновление и модернизация оборудования.
- Резервное копирование.
Последовательное следование этим принципам позволит создать