Искусственный интеллект в управлении ИТ-инфраструктурой: задачи и риски
Внедрение систем ITAM, SAM и зонтичного мониторинга охватывает автоматизацией самые разные участки — от учета
В этой статье дадим несколько рекомендаций, в какие задачи встроить
Вызовы при управлении ИТ-инфраструктурой
ИТ-ландшафт постоянно усложняется за счет появления новых программных сред и типов активов. В инфраструктуре генерируются массивы информации, в обработке которых помогают различные системы — например, ITAM, SAM и зонтичного мониторинга.
Чтобы повысить эффективность этих инструментов, можно использовать алгоритмы машинного обучения и анализ больших данных. Благодаря технологиям искусственного интеллекта (ИИ) получится более эффективно оптимизировать целый ряд
Рассмотрим, с какими вызовами справится ИИ, если передать на его сторону определенный набор задач:
- инвентаризация;
- соблюдение лицензионной чистоты ПО;
- оптимизация затрат;
- безопасность данных.
Вызовы | Как помогает ИИ |
Отсутствие достоверной картины Разноформатные данные в Неполная информация | Унификация — создает шаблоны для описания устройств, что ускоряет сбор и фиксацию информации Дедупликация — автоматически обнаруживает повторы и убирает их. Стандартизирует в соответствии с заданными шаблонами Категоризация — проводит структурирование и классификацию стандартизированных и очищенных данных |
Юридические, финансовые и репутационные риски Неэффективное управление ПО и лицензиями Риск остановки сервисов |
Автоматическое сопоставление лицензий — сравнивает используемое ПО с лицензиями и выявляет несоответствия Мониторинг и отчетность — построение отчетов для внутреннего и внешнего аудита, управленческих решений Стандартизация данных — в системе консолидируются и обрабатываются данные, которые помогают управлять жизненным циклом ПО, в т.ч. напоминать об обновлении или замене софта |
Риск превышения планируемых бюджетов на развитие и поддержку инфраструктуры Закупки |
Оптимизация закупок — анализирует прошлые и текущие затраты, выявляет нужные объемы закупок Составление точных бюджетов — позволяет планировать затраты на основе прогнозов сбоев оборудования и данных о завершении срока действия лицензий |
Сложности обнаружения различных угроз, связанные с большим количеством обрабатываемых массивов данных Риск возникновения проблем с информационной безопасностью Риски, которые возникают |
Предупреждение угроз — находит подозрительное поведение в Идентификация угроз — просматривает базы данных угроз и ищет опасности в Приоритизация угроз — определяет критичность на основе анализа данных о потенциале использования |
Синергетический эффект от техучета
Как использовать ИИ для проактивного мониторинга
Еще одно направление, в котором пригодятся возможности ИИ, — проактивный мониторинг
Например, в системе зонтичного мониторинга Naumen BSM используются алгоритмы искусственного интеллекта, которые позволяют детектировать аномалии и выявлять тенденции в поведении метрик. Разберем подробнее.
Детектирование аномалий. На основе анализа исторических данных о поведении метрик ИИ определяет типичные и нетипичные значения.
Параметры, которые нужно задать:
- Величина отклонения. Некоторые значения метрик меняются ежесекундно. Нужно понять, какие отклонения считать нормальными, а какие выходят за рамки коридора типичных значений.
- Количество отклонений. В
ИТ-инфраструктуре могут возникать единичные отклонения, после которых работа систем восстанавливается. Но если отклонение происходит скакой-то периодичностью, вероятность возникновения сбоя повышается. И это допустимое число прописывается в системе. - Исторический интервал. Нужно определить, в течение какого периода должны повториться отклонения, чтобы система зафиксировала аномалию.
Параметры устанавливаются индивидуально для каждой компании с учетом разных факторов. Например, это зависит от прописанных для
Нюанс: слишком высокая чувствительность при обнаружении отклонений может привести к тому, что
Предположим, система мониторинга контролирует объем свободного места на диске. В соответствии с настройками аномалия зафиксируется, если в течение 30 минут возникнет 4 отклонения. Задано, что значения регистрируются каждые 30 секунд. Когда количество свободной памяти сократится и система зафиксирует 4 отклонения, ответственный за этот сервис сотрудник получит автоматическое оповещение и происходящем.
Прогнозирование трендов. Предиктивные модели умеют анализировать исторические данные об изменении значений метрик. И на основе этого анализа выявлять тенденции на уменьшение или увеличение показателей и рассчитать прогноз. Например, определить, что при сохранении текущей тенденции память диска закончится через 2 часа.
В системе мониторинга будет достаточно установить горизонт прогнозирования — период, на который рассчитывается прогноз. Остальные параметры система определит автоматически.
Механизмы реагирования. Обычно в системах мониторинга предусматриваются различные механизмы реагирования, которые срабатывают при фиксации аномалии или неблагоприятном прогнозе поведения метрики. Система может отправить сообщение, позвонить ответственному инженеру или зарегистрировать инцидент. При настройке сценария можно учесть, насколько востребован
Какие риски связаны с ИИ
При всех преимуществах применение ИИ связано и с различными рисками. Рассмотрим некоторые из них.
Неверный подбор модели и настроек. В некоторых случаях ИИ может выдавать неточный или ошибочный результат. Например, если сама модель подобрана без учета задач и специфики компании, при настройке выбраны неподходящие значения, не учтены SLA и другие особенности.
Зависимость от данных. Точность результатов, которые выдает ИИ, во многом обусловлена качеством и полнотой обучающих данных и тех, что поступают в систему. Например, можно получить неудовлетворительный результат, если в компании мало информации об активах, их характеристиках и состоянии или же в систему поступают неочищенные и нестандартизированные данные.
Технологические сложности. ИИ — это инструмент, который не заменяет человека, а помогает ему. Чтобы инструмент приносил пользу, его нужно настроить, контролировать и использовать информацию для дальнейших решений. Также для работы с ИИ сотрудникам потребуются специальные компетенции, которым нужно обучаться дополнительно.
Чтобы не столкнуться с типовыми рисками, лучше внедрять такие автоматизированные инфраструктурные решения, где уже содержатся встроенные функции ИИ и есть практика настройки
В этом случае использование ИИ и машинного обучения в управлении
Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о продуктах NAUMEN и реализованных кейсах с помощью искусственного интеллекта. Мы проведем консультацию и ответим на ваши вопросы.