Зачем в проектах нужен процессный подход
В статье разберем, что такое проектный и процессный подходы, зачем их совмещать и какие инструменты для этого использовать.
Что такое проектный и процессный подходы
До недавнего времени практики управления процессами и проектами почти не пересекались в рамках подходов и инструментов. При управлении проектами принято опираться на методики из PMBoK (Project Management Body of Knowledge). При управлении услугами и сервисными обслуживанием — на рекомендации ITIL (Information Technology Infrastructure Library).
Проектный подход позволяет реализовывать стратегические инициативы. С его помощью можно планировать работу и распределять ресурсы, контролировать сроки и метрики. Например, проектные методы позволяют успешно разрабатывать и внедрять новые
Процессный подход стандартизирует управление повторяющимися процессами. Зачастую применяется при управлении услугами и сервисным обслуживанием и направлен на предоставление максимальной ценности клиентам.
Проектная деятельность | Процессная деятельность (на примере процесса управления услугами) |
Решение глобальных задач бизнеса, улучшение целевых показателей, развитие компании | Учет интересов пользователей, предоставление ценности и повышение удовлетворенности |
Ограниченный по времени процесс. После завершения одного проекта команда переходит к следующему | Постоянный процесс |
Результат проекта — продукт или услуга. Успешность проекта измеряется фактом — удалось достичь результата или нет | Результат — постоянная доставка ценности клиенту. Измеряется с помощью различных показателей |
Успешность проекта зависит от команды, сроков, смежных процессов | Качество услуги зависит от того, насколько хорошо она спроектирована, и достаточности ресурсов |
Позволяет повысить шансы на достижение результата, а при необходимости вносить изменения в проект | Позволяет проектировать, организовывать и оптимизировать процессы предоставления услуг и сервисов |
Несмотря на принципиальные отличия, подходы могут дополнять друг друга.
Как связать проектный и процессный подходы
В четвертой версии ITIL появилась новая практика — управления проектами. Она показала, как совместить проектную деятельность и сервисное обслуживание и какие результаты можно получить. Так, централизованное управление позволяет улучшить:
- Качество взаимодействия между процессами управления сервисом и проектами.
- Гибкость при управлении изменениями и внедрении новых сервисов за счет объединения процессов в рамках единой системы.
- Эффективность при управлении проектными и сервисными процессами за счет применения различных методологий.
Как это работает. Представим, компания занимается разработкой
В рамках процессной деятельности (сервисного обслуживания) поступает обратная связь от пользователей продукта, а на ее основе инициируются новые проекты по развитию внедренного ПО. Так реализуется взаимосвязь между процессной и проектной деятельностью.
Кроме этого, подходы могут пересекаться на уровне ресурсов, метрик. Например:
На уровне сотрудников —
На уровне услуг — разработчики направляют в техподдержку запрос на оборудование, необходимое для реализации проекта. А сервисные подразделения выполняют эту заявку и соответственно поддерживают проектную работу.
На уровне инструментов — команды поддержки могут применять в своей работе инструменты проектного управления, например,
На уровне согласования изменений — проектная команда может использовать для тестирования ПО тот же сервер, на котором генерируются отчеты о работе техподдержки. Увеличение сервисных ресурсов для проекта потребует с ними же дополнительного согласования.
Как объединить подходы на уровне ИТ-инструментов
Для автоматизации процессной и проектной деятельности применяют разные инструменты, например,
- ИТ-подразделению приходится сопровождать множество систем;
- компания зависит от разных вендоров и их лицензионной политики;
- нередко интеграции сложно настраиваются, их нет вообще или работают с ошибками;
- сотрудники, которые участвуют одновременно в проектных и процессных задачах, вынуждены переключаться между различными интерфейсами ПО.
Избежать подобных сложностей получится, если автоматизировать процессы на базе
Более подробный разбор, как реализовать комплексный подход на практике, смотрите в записи вебинара. Там же делимся кейсами наших клиентов, которые уже сделали это в своих проектах.