ITSM и ITOM: зачем бизнесу сочетать подходы в управлении ИТ
Подход IT Operation Management сосредоточен на бесперебойной работе инфраструктуры. IT Service Management — на качестве предоставления
Что такое ITOM
IT Operation Management (ITOM) нацелен на поддержку работоспособности
Приоритет при выстраивании подобных процессов отдается возможности действовать на опережение и предотвращать аварии и сбои. Поэтому одна из ключевых задач — анализ и прогнозирование таких событий. ITOM реализуется за счет внедрения систем дискаверинга и мониторинга.
Что такое ITSM
IT Service Management (ITSM) — это подход, который рассматривает
Важная характеристика данного подхода — реактивность. В зоне ответственности
Как пересекаются подходы
Разность целей и задач не отменяет общей связи с
Так, внедрение подхода ITOM становится неотъемлемой частью
ITOM и ITSM работают с разными ценностями, но все-таки имеют пересечения
Преимущества совместного использования
Посмотрим, какие конкретные плюсы это дает на практике.
Единый источник данных.
Уменьшение числа инцидентов. ITOM позволяет прогнозировать проблемы и превентивно принимать меры, чтобы их предотвратить. Таким образом до нарушения сервисов не доходит, и инцидентов становится меньше.
Снижение затрат. Предотвращенная проблема — это всегда сохраненные деньги компании. Нет инцидента, значит, не будет простоя оборудования, пользователи продолжат получать необходимый сервис, и критически важный для бизнеса процесс не остановится.
Повышение качества
Оптимизация управления изменениями. Оба подхода работают с изменениями в
Как реализовать на практике
Чтобы получить максимальный эффект от подходов ITOM и ITSM, потребуется объединенное решение на основе:
- инфраструктурного (корневого) мониторинга;
ITSM-системы ;- зонтичного мониторинга
Посмотрим, как это работает, на примере продуктов Naumen.
Связь между проблемой и сервисом, который пострадал, устанавливается автоматически за счет обмена данными между системами
Корневой мониторинг Naumen Network Manager (NNM) обеспечивает дискаверинг — информацию обо всех элементах
На основе данных дискаверинга и других источников компании в Naumen Service Desk (NSD) формируется Configuration Management Database (CMDB) — база данных о конфигурациях инфраструктуры, включая аппаратные и программные компоненты. Все они учитываются при создании
Также на базе NSD реализуются
Метрики, собранные NNM с объектов инфраструктуры, передаются зонтичному мониторингу Naumen Business Service Monitoring. Продукт сопоставляет их с РСМ, чтобы оценить состояние не только объектов инфраструктуры, но и сервисов. Именно в рамках мониторингов происходит прогнозирование сбоев. Если системы выявляют потенциальную проблему, то передают эту информацию в NSD, где автоматически формируется заявка на решение. Таким образом несколько
Почитать кейсы внедрения:
К выводам
Сервисные процессы не будут эффективны без управления инфраструктурой. С другой стороны, без выстроенного