Взаимодействие ITSM и DevOps: стратегии и примеры
В ИТ-отрасли принято считать, что ITSM и DevOps — противоречащие друг другу подходы к управлению сложными ИТ-процессами. В статье покажем, почему это не так, и приведем успешные примеры из нашего проектного опыта.
Как меняется рынок
В настоящее время происходит глобальная трансформация рынка, которая затрагивает все компании.
В основе трансформации — гибкость, сотрудничество, скорость и современные технологии
Текущая изменчивость рынка вынуждает ускоряться — сокращать время, за которое продукт выходит на рынок (
ITSM и DevOps: вместо или вместе?
В новых условиях создание ценности начинает происходить, когда компаниям удается быстро менять процессы,
Однако у бизнеса уже есть классическое управление
Но что если классические
«Современная» разработка, Agile, DevOps | «Классическое» ИТ, ITIL, ITSM |
---|---|
Быстрые изменения затрагивают все взаимосвязанные элементы | РСМ (ресурсно-сервисная модель) услуг утверждена и «распечатана на бумаге» |
Могут ежечасно создаваться новые микросервисы, связанные с критичными бизнес-процессами | Каждый запрос на изменение требует согласований, нельзя допускать хаоса в инфраструктуре |
Быстрое изменение планов и сроков | SLA и ответственность перед бизнесом |
MVP, коррекция требований и CustDev | «Тяжелые» подрядные схемы — разработка ТЗ, согласование, внедрение, запуск |
Всё это привело к ошибочному представлению, что есть два противоборствующих лагеря: «классическое ИТ» (устаревшее, медленное) и «гибкая разработка» (быстрая, современная). И кажется, что
В подобной «борьбе» никто не победит, потому что нужно сотрудничество. Компании могут объединить
Почему можно (и нужно) объединять DevOps и ITSM
Гибкость можно совмещать с настроенными процессами, а сотрудничество — с прозрачным управлением. Эксплуатация, поддержка и оценка затрат всегда остаются актуальными вопросами для
У обеих сторон есть инструменты, которые позволяют объединиться и на выходе получить более устойчивый подход к управлению ИТ.
Автоматизированное управление инфраструктурой.
Объединенный подход к управлению разработкой. Разработка может быть внутренней или внешней,
Безопасность. DevSecOps связывает воедино создание ценности, эксплуатацию и безопасность. Таким образом, обеспечение безопасности перестает быть отдельным процессом и встраивается в
Автоматизация всех функций и процессов. Если компании уже начали автоматизировать развертывание и управление в DevOps, значит, пора переходить на следующий уровень: автоматизировать учет активов и ресурсов, а также перестройку
- управление
ИТ-активами — IT Asset Management; - управление ресурсами в компьютерных сетях — Inventory;
- управление ПО и лицензиями — Software Asset Management.
Динамическое управление знаниями. Допустим,
ITSM + DevOps: комплексная стратегия для компании
Если собрать практики ITSM и DevOps, то получится комплексный подход к управлению ИТ. Он содержит части тех областей деятельности, которые едины для обоих процессов: доставки и эксплуатации.
Комплексное управление ИТ основано на объединении практик ITSM и DevOps
Проектная и сервисная деятельность осуществляются не изолированно друг от друга, а становятся частью
Таким образом, «пустых мест» нигде не остается. Любая система становится частью ландшафта, а процесс — частью конвейера. Соответственно, процессы должны предполагать гибкость изменений и скорость доставки, а не быть заградительными.
Обмен и сотрудничество — ключевая ценность как в рамках процессной архитектуры, так и в рамках архитектуры данных. Различные зоны автоматизации способны усиливать друг друга. Также важно применять инклюзивный подход, то есть интеграцию необходимых
Постепенно теряют актуальность закрытые нишевые out-
«Концепция 360» и расширение ИТ-конвейера
«Концепция 360» — это объединение разных компонентов в едином центре учета. Системы
Цель такого объединения — создать основу для более эффективного управления
«Концепция 360» предлагает сквозной взгляд на ИТ-процессы
Компаниям, стремящимся внедрить лучшие практики ITSM и DevOps, следует начать с построения единой среды управления процессами, мониторингом и данными. Это позволит реализовать «Концепцию 360» на практике и повысить прозрачность работы