Почему в технический учет инфраструктуры нужно внедрять современные ИТ-решения
В условиях современного бизнеса практически все компании полагаются на свою техническую инфраструктуру в той или иной степени. Для определенных отраслевых секторов, например, телекоммуникационного и промышленного, такая зависимость становится критически важной.
Трудно поддерживать порядок, если не знаешь, что, где и в каком состоянии находится. Особенно, если это — разветвленная инфраструктура
Сложившаяся практика
Технический учет невозможно представить без таблиц, схем, чертежей, изображений и текстовых документов. Подготовить их можно даже в рамках стандартного пакета офисных программ. К сожалению, наличие необходимых документов не гарантирует ни учета, ни порядка. Потому что работать с ними очень сложно.
Первичный набор документов для учета ИТ, инженерной и сетевой инфраструктуры компания чаще всего получает от подрядчика после строительства и монтажа. Это может быть нехилая стопка толстых папок с распечатками, схемами, чертежами. Или
Предположим, произошел сбой. Специалистам нужно разобраться, на каком участке инфраструктуры это случилось, какое там оборудование и в каком именно устройстве может быть причина. Потребуется найти нужные таблицы в том или ином виде, собрать из них сведения, совместить несколько схем, проверить данные местоположения по адресам или координатам. При этом остается только надеяться, что с таким трудом добытая информация не потеряла актуальности со времени составления документов. В общем, понадобится немало ресурсов, чтобы решить задачу. А тем временем бизнес или производство, у которого полетели планы и сроки, будет требовать как можно быстрее разобраться с проблемой.
Почему стоит задуматься об изменениях
Сложившаяся практика управления сложной инфраструктурой в «ручном режиме» становится источником целого ряда проблем, которые существенно осложняют технический учет.
Поиск информации. Данные об одном объекте могут быть размещены в целом ряде источников, которые в свою очередь существуют в разных системах и форматах: от электронных документов до личных записей конкретного специалиста. Все они обеспечивают некоторый уровень детализации по расположению, характеристикам и функциям объекта. Но по отдельности не дают о нем полного представления. Поэтому сведения нужно не только найти по разным источникам, но и еще и свести воедино.
Представим, выездному инженеру необходимо восстановить поврежденный кабель. Он проверяет чертежи и схемы нужного участка кабельной трассы, планирует ресурсы и материалы на замену. На схеме кабели и оптические муфты обозначены условно, но конкретные данные по ним нужно искать в журналах и спецификациях. Инженер находит нужные и понимает, что они не обновлялись с момента ввода в эксплуатацию. Ему предстоит новый квест — найти источник актуальных сведений.
Обновление информации. Характеристики оборудования или участка инфраструктуры могут фигурировать сразу в нескольких документах. Уследить за тем, чтобы обновленные сведения были внесены в каждый из них, мягко говоря, непросто.
Представим, возникает проблема в доступе к центральной базе данных, что критически замедляет работу с клиентами. Логи показывают ошибки и сбои в коммутаторе, который отвечает за соединение нескольких серверов и рабочих станций. Чтобы точно определить причину, инженеры поднимают всю документацию на данный коммутатор: паспорт устройства, схему расположения, детализированную схему подключений. При этом часть отчетов с фото и видео об изменениях конфигурации подключений и занятости портов может находится в системе ЭДО компании вместе с заявками на подключение или обслуживание оборудования. Выяснить актуальное состояние и понять, как действовать без выезда на место, удастся далеко не сразу.
Отсутствие единой картины. Инфраструктура физических и виртуальных объектов постоянно меняется за счет модернизации или замещения оборудования. Новый объект — новый пакет документов. Даже об одном объекте сложно собрать полную информацию, не говоря о том, что нужно
Представим, фиксируется обрыв связи на магистральной линии и обнаруживается, что в одном из узлов оптический кросс сильно поврежден и требует замены. В условиях ограниченного времени специалисты оперативно доставляют новое оборудование, восстанавливают связь.
Современные решения и их возможности
Современные
Но часто этого недостаточно. Особенно для компаний с обширной ИТ и сетевой инфраструктурой. Чтобы управлять ею, им нужна не просто информация об объектах, а возможность оперировать этим в разных задачах. Так, только фиксация адреса ничего не скажет об участке, на котором расположено оборудование. Чтобы запланировать работы, потребуется карта и набор схем. Тип муфты ничего не скажет о том, как именно в ней расположены волокна. Эту информацию нужно искать в документации.
Современные автоматизированные решения позволяют оперировать всеми данными об элементах инфраструктуры, вплоть до самых специфических. Причем получать их все в единой системе. Главные преимущества таких решений:
- доступность информации о каждом объекте инфраструктуры;
- возможность быстро и автоматически обновлять и корректировать данные;
- предоставление наглядной картины всей инфраструктуры;
- гибкое и простое управление;
- аккумулирование в едином источнике всего массива данных по инфраструктуре.
Рассмотрим возможности, которые дает компании современная система технического учета на примере Naumen Inventory.
Получить единый источник данных
Сведения со всех документов — чертежей, схем, таблиц, текстов — переносятся в единую систему учета. Впрочем, информация о самих документах — также в ней. С такой структурой работать значительно проще и эффективнее.
Например, нужно найти всю информацию по конкретному устройству. В современной системе технического учета достаточно найти его на карте, и она выдаст о нем информацию: характеристики, историю изменений, связи. Если требуются сведения по определенную участку инфраструктуры, система покажет общую и детализированную схему линий связи и всего оборудования на нем.
Быстро работать с информацией
Данные в системе не просто хранятся. С ними можно взаимодействовать и работать в режиме реального времени: открыть схему нужного участка инфраструктуры, прямо на ней выбрать устройство — посмотреть характеристики, внести изменения.
В Inventory обновлять информацию можно
Снизить трудозатраты при обновлении данных
В инфраструктуре объекты так или иначе взаимосвязаны. Если характеристики одного обновились, чаще всего это влечет изменения и для некоторых других. То есть корректировать нужно информацию не только о самом объекте, но и о тех, с которыми он связан. При традиционном подходе со статичными разноформатными документами — это огромный труд. В Inventory достаточно обновить данные об одном объекте — состояние и положение других, связанных с ним, изменятся автоматически. Трудозатраты минимальны, а риск ошибок и разногласий исключен.
Анализировать и планировать ресурсы
Современная система учета — это удобный инструмент не только для работы с данными об инфраструктуре компании, но и для анализа информации. На основе сведений, которые хранятся в системе, можно планировать и распределять нагрузку отдельных сегментов сети, оценивать реальные потребности в оборудовании и ресурсах, принимать обоснованные решения для расширения инфраструктуры.
Традиции & новые тенденции
Итак, максимум того, что предлагает сложившаяся практика технического учета — это статичная фиксация данных. Она не предполагает хотя бы просто рабочих инструментов, чтобы оперировать этими данными. Поиск, обновление и корректировка информации становятся трудоемкими и долгими.
Для эффективной работы с инфраструктурой, а тем более управления ею, даже тщательного и своевременного документирования недостаточно. Структуру нужно видеть как систему взаимосвязанных объектов, понимать, как они влияют друг на друга, и иметь возможность оперативного работать с информацией. Именно эти задачи и решают современные системы технического учета. Интерактивность, автоматизация и наглядность делают их удобным и гибким инструментом для координации процессов.
В нынешних условиях тотальной зависимости от связи и информационных технологий есть примеры, когда даже кратковременные сбои могут приводить к значительным убыткам, потере клиентов, партнеров и репутационным рискам. Поэтому стоит уже сейчас задуматься об инвестировании в свою техническую инфраструктуру, ее поддержке и развитии.