Вы успешно подписались на блог Naumen
Статьи доступны к чтению
Добро пожаловать! Регистрация прошла успешно.
Отлично! Ваш аккаунт активирован, контент доступен.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Как организовать технический учет ИТ-инфраструктуры

Как организовать технический учет ИТ-инфраструктуры

4 минут чтения

Цифровая трансформация по-прежнему остается ключевым трендом для крупных компаний. Произошедшие за последний год изменения на рынке ИТ-технологий только усиливают потребность бизнеса быстрее адаптироваться к новой реальности. Поэтому одной из основных задач ИТ-департамента становится поддержка гибкости в предоставляемых сервисах. Достичь этого невозможно без объективной информации о загруженности элементов ИТ-ландшафта. В статье разберем, как в компании организовать технический учет, чтобы управлять ИТ-инфраструктурой эффективнее.

Что входит в технический учет ИТ-инфраструктуры

Чтобы поддерживать и развивать инфраструктуру, необходимо опираться на объективную информацию о ее состоянии. Сформировать полную картину помогает технический учет, который аккумулирует актуальные данные о том, какие аппаратные и программные средства имеются в организации, где они расположены, кто за них отвечает. Учет позволяет понять, из каких компонентов состоит инфраструктура.

Компоненты инфраструктуры можно условно разделить на несколько слоев

Например, на физическом слое учет позволяет специалисту по монтажу получить данные о площадках и маршруте прохождения кабеля на карте, а инженеру ЦОД — информацию о свободных ресурсах телекоммуникационных шкафов.

На следующем слое сетевой инженер понимает, как настроены каналы, каковы логические взаимосвязи между устройствами и из чего строится топология сети.

Учет на прикладном слое позволяет руководителю ИТ-отдела собирать информацию по количеству, стоимости и срокам действия лицензий на ПО.

Почему базового учета недостаточно

Из-за разнородности ИТ-оборудования и программного обеспечения в организации чаще всего для учета применяют разные системы, которые заточены под конкретную задачу. Например, системы для учета оборудования, ПО или обработки заявок пользователей. При этом их сопровождением занимаются различные специалисты, которые отвечают только за свой участок.

Такой подход приводит к фрагментарности данных, затрудняет комплексную работу с инфраструктурой и не показывает, как ее элементы влияют на услуги. Единая картина не формируется.

Допустим, в офисе пропал доступ в интернет. Чтобы определить причину, подключаются несколько специалистов, которые отвечают за отдельные слои учета. Специалист кабельной системы владеет данными, какие ресурсы используются под конкретный канал связи. Инженер ЦОД — где установлено и как скоммутировано оборудование ядра сети. Сетевой инженер — где расположены и как настроены сетевые узлы, как выстроен канал связи. Кроме того, сбой может произойти внутри офиса. Например, если сломался роутер. В таких условиях устранение последствий может затянуться и привести к длительному простою сервисов.

При разрозненном учете сложно понять, какие ресурсы используются фактически. Без объективной оценки состояния ИТ-инфраструктуры ее нельзя оптимизировать и развивать, повышаются риски безопасности.

Как изменить подход

Если инфраструктуру рассматривать как единый актив, то подход к учету трансформируется. Важным становится не просто фиксировать состояние отдельных элементов, а отслеживать состояние сервисов, построенных на их основе.

Такое комплексное видение возможно, если в одной точке зонтичной системы собраны данные обо всех ИТ-активах и информация о связанных процессах: управлении складом, взаимодействии с подрядчиками, планировании профилактических работ и других.

Комплексный технический учет позволяет объединить информацию обо всех слоях инфраструктуры, процессах и отследить их влияние на услуги

Благодаря этому на прикладном слое видна целостная картина, поскольку выстраиваются связи не только между устройствами, но и сразу между слоями. Формируется ресурсно-сервисная модель, которая позволяет быстро понимать, какое именно оборудование инфраструктуры влияет на ту или иную услугу.

Зонтичный мониторинг дополнит выстроенную структуру информацией о состоянии сети. Даже если этих данных не будет, настроенная модель поможет локализовать инцидент за счет отображения влияния элементов инфраструктуры друг на друга.

Например, при недоступности интернета в офисе ИТ-отдел сможет понять, в чем причина, не привлекая специалистов других направлений. В системе технического учета отобразится, что поврежден основной канал связи. Следовательно, необходимо переключиться на резервный.

В чем польза комплексного технического учета

Основная задача учета ИТ-активов — найти баланс между качеством услуг и уровнем затрат на поддержку инфраструктуры. Комплексный подход к организации этого процесса приносит несколько дополнительных преимуществ.

Формируется реальное представление об инфраструктуре. Система аккумулирует целостную и актуальную информацию обо всех активах, их местоположении, пользователях и связанных обращениях.

Создается упорядоченная база данных обо всех активах в одном месте. Это позволяет выявить закономерности и взаимозависимости между элементами инфраструктуры.

Повышается прозрачность бюджетирования. Планирование расходов ведется с учетом сведений о потребности пользователей, плановых сроках эксплуатации и степени износа оборудования.

Ускоряется подготовка к аудитам и инвентаризации благодаря тому, что все изменения в статусах активов фиксируются, поэтому информация актуальна в любой момент времени.

Упрощается процесс локализации инцидентов и поиск наиболее оптимального решения проблем. Выстроенная ресурсно-сервисная модель позволяет быстро оценить, какой из связанных с услугой активов недоступен.

Разрозненный учет инфраструктуры затрудняет эффективное управление. Если объединить данные об ИТ-активах в единой системе, это структурирует информацию и позволит выявлять взаимосвязи между объектами инфраструктуры и различными сервисами. Такой подход создаст базу для комплексного управления ИТ: проектировать новые сервисы, более осознанно проводить внедрение изменений, а также быстрее находить ресурсы для подключения услуг.