Система технического учета ИКТ-инфраструктуры: разбираем типовые страхи внедрения
Когда внедряешь систему технического учета
Что такое система технического учета инфраструктуры
Основная задача систем технического учета — обеспечить процессы поддержки, эксплуатации и модернизации инфраструктуры актуальной информацией. Такие
Данные в системе учета в комплексе с автоматизированными средствами управления ускоряют любые работы с инфраструктурой
Чтобы получить такой результат — полноценный и эффективный инструмент работы с инфраструктурой, необходимо соблюдение как минимум нескольких условий:
- выбрать подходящую систему;
- перенести в нее достаточный объем информации;
- настроить под специфику задач;
- обучить сотрудников.
С этими этапами часто и связаны опасения компаний: продукт не оправдает ожиданий, окажется сложным для освоения и поддержки, данные не получится перенести. Посмотрим, как с ними справиться.
Перенос нужных данных
Чаще всего технические данные об инфраструктуре хранятся в разных системах и форматах. Например, это таблицы в XLSX, описания в DOC, схемы в VSDX, фото в JPG, карты в KML и др. Часть данных сетевые инженеры обновляют регулярно,
Рассмотрим, как организовать процесс пошагово:
- Провести аудит существующих источников, результатом которого станет реестр мест и форматов хранения данных.
- Включить в команду внедрения специалистов, погруженных в проблематику управления инфраструктурой и ориентирующихся в источниках данных.
- Составить план миграции. Например, файлы XLSX и подобные — это данные, готовые для передачи. Локальные и самописные системы обычно располагают API, что дает возможность импорта, либо позволяют реализовать миграцию напрямую из баз данных.
Опыт внедрения Naumen показывает, что задача всегда решаема. Например, при реализации одного из проектов, чтобы достать данные из системы ArcGIS, интегрированной с кастомной разработкой компании, у специалистов Naumen ушло всего несколько дней.
Технологии позволяют перенести данные для большинства источников, которые используются в техническом учете инфраструктуры
Степень детализации данных об инфраструктуре
На рынке есть предложения, которые предлагают максимально детально воссоздать абсолютно всю инфраструктуру, вплоть до каждого трансивера в оборудовании. Здесь встает вопрос о том, нужно ли это.
Если задаться целью воссоздать инфраструктуру до малейшей незначительной составляющей, это потребует много ресурсов. Стоит сопоставить потенциальные трудозатраты с целесообразностью такой детализации. Одно дело — искать критически важные сведения, и другое — собирать малейшие детали, которые не имеют большого значения для предоставления услуги и качества сервисов. Также нужно помнить, что затем эти данные необходимо обновлять. А это тоже значительные ресурсные и временные затраты.
К инженеру стекается информация по различным аспектам функционирования инфраструктуры. Важно понять, какую стоит отражать в системе учета
Для многих компаний, которые впервые автоматизируют технический учет инфраструктуры, сложно своими силами оценить, какая степень детализации нужна и насколько трудоемко будет ее поддерживать. Соотнести потребности, возможности и затраты поможет вендор ПО:
- удерживать фокус на главной задаче компании;
- действовать в рамках текущих задач автоматизации;
- спланировать проект, соблюдая баланс между нагрузкой на сотрудников и бюджет;
- перенести данные и наполнить систему в том объеме, который отвечает запросам клиента;
- настроить в системе
бизнес-процессы .
В любом случае при сборе и обновлении информации об объектах инфраструктуры, будут полезны инструменты дискаверинга, а также автоматической инвентаризации, которые умеют аккумулировать данные, например, с различных систем мониторинга. Также различные решения технического учета обычно содержат свои внутренние возможности автоматизации. Например, в системе Naumen Inventory можно автоматически построить логический канал связи: обозначить лишь окончания, а трассировку система построит сама по созданным кабельным соединениям.
Выбор действительно гибкой системы под задачи бизнеса
В момент выбора система технического учета решение может полностью соответствовать функциональным запросам компании. Тем не менее это не исключает, что впоследствии возникнут сложности при изменении
Чтобы этого избежать, лучше еще на стадии выбора продукта уделить внимание оценке гибкости, возможностям кастомизации, масштабирования и интеграции. Таким набором характеристик обычно обладают системы на
Реализовать изменения можно на базе и High-code, и Low/No-code решений. С первыми это скорее всего будет дольше, дороже и в определенных рамках
Сопротивление сотрудников
Любые нововведения вызывают настороженность. Часто сотрудники связывают изменения с дополнительными усилиями или новыми обязанностями. Важную роль при формировании позитивного представления о новом инструменте играет вендор. Стоит обратить внимание:
- на форматы и режим работы техподдержики. Когда сотрудники знают, что оперативно получат консультацию или ответ на вопрос, то чувствуют себя спокойнее и быстрее адаптируются к новым инструментам;
- наличие программ обучения персонала. Это поможет сотрудникам освоить новые технологии и процессы. Практические навыки и знания добавят уверенности;
- четкую проектную документацию, включающую руководства для пользователей. Это источник информации, который у сотрудников будет всегда под рукой.
Также продуктивным решением на перспективу будет создание центра компетенций внутри компании. В него могут войти несколько специалистов, обладающих наиболее глубокими знаниями, а возможно, и опытом по эксплуатации системы. Возможность обратиться к ним за консультацией поддержит остальных сотрудников и повысит лояльность к новому инструменту.
Можно выделить четыре важных составляющих при встраивании нового решения в работу сотрудников. Например, различные инструкции и обучающие материалы помогут быстрее освоить специфику внедряемой ИТ-системы
К выводам
Опасения неизбежны при внедрении решения для технического учета сетевой
Для переноса всего объема информации нужен подробный реестр источников и план миграции. А вендор поможет с реализацией. Для определения необходимой детализации в системе потребуется анализ целей и трудозатрат. При выборе решения на перспективу стоит оценить гибкость и возможности интеграции. А для эффективного освоения сотрудниками нового инструмента важно, как вендор ПО организует техподдержку своего решения.