5 неочевидных возможностей, которые дает создание ОЦО
О целесообразности создания в крупных компаниях общего центра обслуживания (ОЦО) сказано уже немало. К примеру, об оптимизации процессов и условиях, при которых новая структура будет наиболее выгодной. В этой статье обратим внимание на другие преимущества. Не столь очевидные, но также важные для компании, которая выстраивает эффективную модель предоставления внутренних услуг своим сотрудникам.
Сверим понятия
Общий центр обслуживания — это определенный формат оказания услуг внутри распределенных компаний: с филиалами, большим числом подразделений и отделов. Услуги в данном контексте — это работа по тем направлениям, которые не являются для компании профильными: подбор персонала, кадровый и бухгалтерский учет, обслуживание
В формате ОЦО специалисты предоставляют типовые услуги для всех подразделений, независимо от географического и структурного положения. Представим распределенный энергетический холдинг с филиалами в разных городах. У них однотипные бухгалтерские процессы: расчеты с потребителями, выплата зарплат сотрудникам, бухгалтерская и налоговая отчетность. Свой бухгалтер в каждом филиале зачастую это дополнительные затраты. Если вывести задачи бухгалтерии в ОЦО, можно обойтись меньшим числом специалистов. При этом все филиалы будут получать услуги по единому стандарту и гарантированного качества.
Ключевые процессы при организации ОЦО — это стандартизация, автоматизация и оптимизация услуг. А за счет этого — более простые и удобные способы их получить. Для автоматизации ОЦО чаще всего используются
1. Улучшить сервис для пользователей
Клиентоориентированность — один из базовых принципов ОЦО. Если не учитывать потребности пользователей услуг, выстроить сервисные процессы не получится. Нужно сделать так, чтобы отправить запрос в определенное подразделение было удобно, а получить обратную связь — быстро.
ESM-решение обеспечивает единую точку входа для заявок в сервисные подразделения компании, например, через портал самообслуживания. Он позволяет не искать, к какому специалисту обратиться за помощью и как это сделать. По содержанию запроса система сама определит, кому его передать. Либо можно самому выбрать подходящую услугу из каталога.
Интеграция с разными каналами связи — электронной почтой, мессенджерами, единым номером телефона,
Единые принципы работы ОЦО гарантируют пользователю понятные сроки и качество предоставляемых сервисов за счет регламентации услуг. Для этого в системе настраивается SLA: приоритет, сроки оказания, ответственный. В соответствии с ними и выстраиваются процессы по выполнению заявок.
2. Внедрить сквозные процессы
Сквозные процессы — это те, которые затрагивают несколько подразделений разной специализации при решении одной задачи. Например, в филиал выходит новый сотрудник. Для него нужно подготовить рабочее место. АХО отвечает за выдачу мебели, ИТ — за настройку оборудования и доступов, кадры и служба безопасности — за оформление документов и подготовку пропусков.
Если руководитель формирует соответствующие заявки в каждую из служб — это отдельные несколько услуг и
В результате автоматизация сквозных процессов упрощает взаимодействие между разными сервисными службами и участниками, которым нужно действовать синхронно или последовательно.
3. Работать с Total Experience
Total Experience (TX) — это целенаправленная и постоянная, а не точечная работа с опытом пользователей и специалистов, которые участвуют в сервисных процессах, в точках их соприкосновения. Формат ОЦО и внедрение
- Получать от пользователей обратную связь об услугах. В ОЦО они централизованы и стандартизированы. Поэтому у всех для оценки одна исходная точка. Нет необходимости сопоставлять полученный комментарий с индивидуальной ситуацией в конкретном филиале, потому что в контексте сервисных процессов все сотрудники в равных условиях.
- Собирать статистику сервисных запросов в разных аспектах. С помощью
ESM-системы можно понять, какими каналами для обращения чаще пользуются сотрудники, какие услуги наиболее востребованы, проанализировать время обработки и выполнения заявок. Все это — важные и объективные показатели опыта пользователей. - Учитывать опыт обработки заявок со стороны сервисных специалистов. Для них удобство работы и оптимально выстроенный
бизнес-процесс не менее важны, чем для пользователей, что в конечном итоге влияет на качество сервиса.
4. Управлять качеством и стоимостью услуг
На этапе организации ОЦО большинство компаний придерживаются реактивной стратегии. Например, стремятся сократить время с момента подачи заявки до ее выполнения.
Представим, банк со строгой политикой безопасности. Сотрудникам нельзя пользоваться интернетом. Дизайнеру необходим доступ к
Накопленный опыт и анализ истории обращений позволит со временем перевести данную услугу в разряд базовых для рабочего места специалиста. Новый сотрудник будет получать доступ к необходимым ресурсам сразу, а не по запросу. Это позволит:
- экономить ресурсы сервисных специалистов, а значит, снижать себестоимость услуги;
- переходить от реактивной к проактивной стратегии сервиса — предоставлять услугу раньше, чем пользователь почувствует потребность в ней.
5. Работать в единой технологической среде
ОЦО — это единая технологическая среда и центр компетенций, который обеспечивает оказание услуг каждому сотруднику компании, где бы он ни находился. А
Также единая технологическая среда значительно упрощает целый ряд задач, которые в любом случае будут появляться при развитии компании.
Главное
Кроме экономии ресурсов и оптимизации сервисных процессов, внедрение ОЦО позволит:
- Улучшить предоставление сервиса сотрудникам компании, чтобы быстро делать запросы и получать услуги.
- Внедрить сквозные процессы, чтобы ускорить выполнение задач, в которых участвуют разные подразделения и исполнители.
- Полноценно использовать накопленный опыт за счет огромного массива данных по заявкам, который постоянно пополняется, и аналитики.
- Управлять услугами на основе проактивной сервисной стратегии.
- Работать в единой технологической среде и общем информационном контексте для всех участников процессов. Снять технологические и процессные барьеры между подразделениями сервисных служб, обеспечив их взаимодействие.
Каждая из этих возможностей достаточно ценна для всех заинтересованных сторон: сотрудников, сервисных служб и самой компании. В комплексе это поможет создать действительно эффективную систему клиентского сервиса.