Импортозамещение: миграция с западных ITSM-систем на отечественные решения

Тренд импортозамещения в ИТ остается актуальным не первый год. Вместе с тем миграция с зарубежных решений вызывает множество вопросов. В этой статье проанализировали, какие факторы сдерживают переход на отечественный софт и в чем плюсы выбора российской ITSM-системы.

Сложность вопроса

Вопрос замены зарубежного ПО затрагивает в первую очередь государственные структуры и организации с госучастием. Согласно целям национальной программы «Цифровая экономика РФ», уже к 2024 году доля российского софта в госорганизациях должна составить 70%, а в госкомпаниях − не менее 50%.

Также к 2025 году на отечественный софт планируется перевести финансовые, промышленные, телекоммуникационные и другие организации, которые относятся к объектам критической информационной инфраструктуры. Со стороны государства вводятся специальные регуляторные меры, которые нацелены на то, чтобы исключить риски от прекращения поддержки зарубежных ИТ-систем.

Кроме того, под обязательность перехода все чаще попадают и коммерческие компании. Сотрудничество с госорганизациями и риск невозможности обновлений иностранного софта в будущем стимулируют бизнес рассматривать российские ИТ-инструменты на замену используемым.

Основные препятствия перехода

Несмотря на внешние стимулы, миграция остается непростым процессом и нередко вызывает сопротивление внутри компании. Плюсы не всегда очевидны, а потенциальные риски заставляют подходить к импортозамещению с осторожностью.

Окупаемость проекта. Чаще всего в прежнее решение уже вложены значительные инвестиции. Внедрение нового инструмента потребует дополнительных вложений. Вместе с тем миграция может принести финансовую выгоду в дальнейшем.

Один из вариантов − рассчитать, сколько компания заплатит за пять лет поддержки используемого продукта в валюте и прибавить к этому стоимость эксплуатации других поддерживающих сервисов (Oracle, Windows и т.д.). Не исключено, что новое решение окажется дешевле в обслуживании, за счет чего миграция окупится в течение указанного периода либо раньше.

Риск потери текущей процессной зрелости. Если компании важно сохранить сформированные принципы работы и процессные роли, невозможность подобной реализации в новом системе − критичный стоп-фактор. Если замена происходит на продукт, поддерживающий целостную процессную модель, то зрелость процессов, наоборот, может быть повышена.

Перенос массива данных. При замене действующей системы на новую придется импортировать большой объем накопленной информации. Миграция действительно потребует переноса исторических данных, например каталога услуг.

В то же время это позволяет критически посмотреть на организацию данных в целом. Можно импортировать информацию частично, сохранить ее в архиве либо изначально снять какие-либо ограничения, которые продиктованы прежней архитектурой.

Вторичная интеграция ИТ-систем. Необходимость дополнительной интеграции с множеством решений и сервисов, которые используются в ИТ-инфраструктуре компании. Интеграции в новом решении могут быть реализованы удобнее, чем в прежнем.

При выборе нового инструмента стоит учесть, какие технологии он поддерживает и какие типовые интеграции в нем заложены. И есть ли среди них те, которые необходимы заказчику.

Инертность перехода на новый инструмент. В определенный момент времени прежняя система более привычна для пользователей. Чтобы оценить преимущества и недостатки интерфейса и сервисов в импортном ПО, стоит сравнить его с другими системами. Зачастую вендоры предоставляют тестовый период, за который можно оценить, насколько система удобна и подходит под требования заказчика.

Еще некоторые вендоры для адаптации ИТ-специалистов создают центры компетенции в компании заказчика, где обучают настройкам новой системы.

Плюсы миграции

Выбрать подходящее решение для миграции нелегко: потребуется учесть множество факторов, оценить выгоды и потенциальные риски. Тем не менее, импортозамещение предоставляет компаниям ряд преимуществ.

Сокращение совокупной стоимости владения софтом. Расходы на отечественные решения меньше зависят от валютных колебаний, тогда как стоимость западных изменяется пропорционально курсу доллара либо евро.

Технологическая независимость. Этот аспект важен как для безопасности данных компаний, так и с точки зрения гарантий поддержки. Есть риск, что иностранная компания откажется сотрудничать с заказчиком, а значит обновить софт уже не получится.

Реинжиниринг процессов под нужные требования. Со сменой иностранного вендора заказчику проще организовать доработку и улучшение ИТ-решений под свои требования. Чтобы внести изменения в зарубежные системы, чаще приходится привлекать внешних исполнителей, а это дополнительные затраты. Возможность напрямую обратиться к российским разработчикам упрощает эту задачу.

Повышение качества российских разработок. Если раньше с западными гигантами конкурировали лишь крупные вендоры и разработчики, то теперь условия для наращивания ИТ-компетенций, поиска «своего клиента» и потенциального выхода на зарубежный рынок появились у небольших компаний. Следствие внутренней конкуренции − заказчик получает более зрелый программный продукт.

Критерии выбора при замещении импортных решений

При выборе отечественного решения на замену импортному компании ориентируются не только на стоимость, но и потенциальные преимущества от перехода.

В случае с ITSM-системами к таким преимуществам можно отнести:

  • интеграцию с определенными сервисами;
  • автоматизацию ряда процессов;
  • устранение технических недочетов прежнего ПО;
  • достижение конкретных бизнес-целей заказчика.

Четкие требования позволяют выбрать наиболее подходящую систему из суммы вариантов. Для успешной миграции стоит обратить внимание на три аспекта.

Технологии. Следует понять, что заложено в «коробку», нужна ли ее кастомизация и возможно ли при этом быстрое развертывание ИТ-системы. Если заказчик планирует вносить индивидуальные доработки, придется оценить гибкость инструмента. Для компании с большим количеством пользователей необходима высокая производительность системы, что позволит выдерживать нагрузки при ее эксплуатации.

С точки зрения автоматизации процессов, существенно, чтобы при разработке софта применялись современные технологии. Например, машинное обучение, анализ больших данных и т.п.

Экспертность вендора. При выборе можно ориентироваться на продолжительность работы вендора на рынке и подтвержденный опыт миграции. Еще важна готовность выстраивать проект на основе лучших практик, таких как методология ITIL 4. Например, если вендор прошел процедуру сертификации PinkVERIFY, это гарантия того, что российский продукт находится в одном ряду со всемирно известными ITSM-решениями.

Соответствие инструмента уровню зрелости процессов заказчика. Если в компании выстроены простые процессы, то внедрять сложный инструмент, перегруженный ненужными функциями, неоправданно.

Помимо прочего, на успех проекта влияет, как формулируется его цель: будет ли это жесткое требование воссоздать прежнюю систему в точности либо есть готовность организовать процессы по-новому.

Обязательно сохранять фокус и на достижении бизнес-целей, а стремление учесть все недостатки и достоинства прежнего решения отодвинуть на второй план. Следовательно на этом этапе большое значение имеет вовлеченность и детальное погружение заказчика в проект.

От зарубежных аналогов к отечественному ПО. Кейсы NAUMEN

Многие компании уже выбрали российские решения на замену импортным и завершили процесс миграции. Например, можно выделить организации энергетического сектора, которые реализуют комплексные программы модернизации ИТ-ландшафта.

В числе последних проектов NAUMEN в области импортозамещения — перевод с иностранного ПО на платформу собственной разработки таких энергокомпаний как Интер РАО, РусГидро, Юнипро, Росэнергоатом, Россети.

BMC Remedy
Миграция «как есть» — воссоздана критическая функциональность прежней системы
Сокращение операционных и инвестиционных затрат за счет уменьшения совокупной стоимости владения
Кейс →

Axios Assyst
Оптимизация управления ключевыми ИТ-процессами как основа для дальнейшей цифровизации предприятия
Перенос накопленного массива данных с рефакторингом
Интеграция с внутренними информационными системами холдинга
Кейс →

Microsoft Service Desk
Повышение зрелости процессов управления ИТ за счет миграции с масштабированием на инфраструктуру филиалов предприятия
Сжатые сроки проекта – 2 месяца
Кейс →

HP Service Manager
Соответствие решения требованиям концерна к функциональности, надежности, безопасности и совокупной стоимости владения
Создание единой корпоративной системы сервисной поддержки пользователей ИТ-услуг для филиальной сети
Интеграция новой системы с ИТ-ландшафтом предприятия
Кейс →

CA Service Desk
Оптимизация расходов на обслуживание и поддержку ИТ-решения
Обеспечение гарантированного уровня качества услуг сотрудникам электросетевой компании за счет унификации и регламентации процессов на единой платформе
Кейс →