Комплексное управление бизнес-процессами и инфраструктурой, интеллектуализация учета электроснабжения, распределенная автоматизация, умные сети – вот только часть трендов из обоймы ИТ-преобразований, намеченных в энергетическом секторе. Крупные игроки этого рынка постепенно переходят от «кристаллизации» собственных цифровых концепций к поэтапной модернизации энергохозяйства на практике.

Законодательные инициативы

Главным идеологом цифровых трансформаций в отраслях промышленности, в том числе электроэнергетике, выступает государство. Видение и цели изменений закреплены в целом комплексе документов: от стратегии развития, программы цифровизации до отдельных ведомственных инициатив в формате совместных инвестиционных проектов и соглашений с ключевыми отраслевыми участниками.

Отталкиваясь от законодательных инициатив, большая часть крупных компаний энергосектора уже определила индивидуальные траектории перехода «в цифру». При этом из-за объема работ, которые предстоит выполнить каждому субъекту электроэнергетики, горизонт планирования задается компаниями на 5-10 лет вперед.

Целый комплекс документов определяет направление цифровизации в электроэнергетике. На их основе отраслевые игроки разрабатывают собственные концепции, в т.ч. и технологическую составляющую изменений


Реализация инициатив со стороны государства включает не только стимулирование внедрения технологий, но и совершенствование законов и регуляторных норм, поиск новых способов взаимодействия между участниками рынка электроэнергии, а также создание условий для комплексного развития отрасли.

Главная цель цифровизации, которую фиксируют госпрограммы, – вывести энергокомпании на новый уровень эффективности, оптимизировать затраты на инфраструктуру, повысить ее надежность и диверсифицировать бизнес за счет появления на рынке инновационных продуктов и услуг.

Целевые ориентиры для энергосектора

Намеченная цифровая трансформация ТЭК затрагивает интересы самых разных участников цепочки: от генерирующих, сбытовых и сетевых организаций до конкретных потребителей электроэнергии.

Заинтересованные стороны цифровой трансформации ТЭК


Здесь на первый план выходят те сдерживающие факторы, которые одновременно являются и основными вызовами для перехода к цифровой трансформации:

  • масштаб энергосетей и территориальная удаленность объектов;
  • массив обслуживаемого оборудования;
  • увеличение изношенности сетевой инфраструктуры и, как следствие, высокая аварийность;
  • потери сети;
  • рост тарифов для конечного потребителя.

Оптимизации производственных и управленческих процессов на базе цифровых интеллектуальных платформ позволит добиваться системного эффекта по решению этих специфичных для отрасли проблем.

Топ-5 целей для любого субъекта электроэнергетики


Ответом на поставленные цели становится запуск проектов в опоре на новые технологии. К примеру, внедрение систем поддержки эксплуатации оборудования и инфраструктуры, предиктивного мониторинга, анализа данных и других.

Отдельный вызов для энергосектора – координация усилий по интеграции и объединению различных ИТ-систем, уже используемых в компаниях, а также вопрос импортозамещения и переход на отечественное ПО.

Цифровые проекты энергокомпаний вместе с NAUMEN

NAUMEN не первый год реализует комплексные проекты, связанные с поэтапной трансформацией процессов в  крупнейших электроэнергетических компаниях.

Эти проекты выполняются на базе универсальной платформы Naumen SMP.

О цифровых ИТ-системах на основе решений вендора – из первых уст в кратком дайджесте.

Росэнергоатом. Создание корпоративной системы сервисной поддержки пользователей ИТ-услуг

Единая ИТ-система обеспечивает сервисную поддержку пользователей в филиальной сети концерна и ежедневно обрабатывает 3 000 запросов по 120 услугам. Оцифровано 1 280 рабочих мест. Автоматизировано управление процессами обслуживания 110 000 компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия.


Россети Урал. Управление сервисами структурных подразделений

Построение многоуровневой системы поддержки в единой среде, где свыше 500 ИТ-специалистов предоставляют сервисное обслуживание более 5 000 сотрудникам компании.


Интер РАО. Трансформация сервисной модели управления ИТ

Централизация ИТ и унификация процессов предоставления услуг в головной компании и дочерних предприятиях.


МОЭСК. Объединение сервисных процессов в инструменте автоматизации

Оптимизация поддержки бизнес-пользователей по более 90 комплексным услугам, включая организацию в ИТ-системе взаимодействия с пулом подрядчиков электросетевой компании.


РусГидро. Переход на сервисную модель управления процессами

600 специалистов предоставляют сервисные услуги через цифровую среду. Бесшовная интеграция с системами мониторинга и управления инфраструктурными ресурсами, а также внутренними информационными системами холдинга. Процессы более 100 подрядных организаций «заведены» в ИТ-систему.


Юнипро. Сквозное управление процессами предоставления услуг

Создание единой точки оказания услуг для 2 500 пользователей. Охват сервисной моделью управления всех филиалов генерирующей энергокомпании и ее подрядчиков.


СО ЕЭС. Построение единой системы управления ИТ-услугами и ИТ-активами

Инвентаризация более 74 000 ИТ-активов, которые связаны с 62 000 объектами бухгалтерского учета в 68 территориально распределенных структурных единицах Системного оператора.


Ценность цифровизации для энергетического сектора. Мнение вендора

Перестроение процессов энергетических компаний на основе ИТ-решений – уже не просто концепт на бумаге. Это пилотные проекты вместе с вендорами, поэтапная апробация возможностей интеллектуальных платформ на практике, последовательная консолидация информационных ресурсов в единую экосистему.


На ближайшие годы цифровые технологии не только обеспечат повышение эффективности процессов в рамках всей компании, но и станут фундаментом для развития и модернизации электросетевого хозяйства всей отрасли.



Другие материалы по теме

Майя Евдокимова, «ИНТЕР РАО»: «Проект создания ОЦО мы реализовали за 6 месяцев»
Интер РАО: И в разработке, и во внедрении отечественных ИТ помогут нестандартные ходы
СО ЕЭС: Об управлении ИТ-активами на российской ITSM-платформе