Вы успешно подписались на Блог Naumen
Great! Next, complete checkout for full access to Блог Naumen
Добро пожаловать! Регистрация прошла успешно.
Отлично! Ваш аккаунт активирован, контент доступен.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Цифровизация российской электроэнергетики: от «кристаллизации» концепций к проектам

Цифровизация российской электроэнергетики: от «кристаллизации» концепций к проектам

4 минут чтения

Комплексное управление бизнес-процессами и инфраструктурой, интеллектуализация учета электроснабжения, распределенная автоматизация, умные сети – вот только часть трендов из обоймы ИТ-преобразований, намеченных в энергетическом секторе. Крупные игроки этого рынка постепенно переходят от «кристаллизации» собственных цифровых концепций к поэтапной модернизации энергохозяйства на практике.

Законодательные инициативы

Главным идеологом цифровых трансформаций в отраслях промышленности, в том числе электроэнергетике, выступает государство. Видение и цели изменений закреплены в целом комплексе документов: от стратегии развития, программы цифровизации до отдельных ведомственных инициатив в формате совместных инвестиционных проектов и соглашений с ключевыми отраслевыми участниками.

Отталкиваясь от законодательных инициатив, большая часть крупных компаний энергосектора уже определила индивидуальные траектории перехода «в цифру». При этом из-за объема работ, которые предстоит выполнить каждому субъекту электроэнергетики, горизонт планирования задается компаниями на 5-10 лет вперед.

Целый комплекс документов определяет направление цифровизации в электроэнергетике. На их основе отраслевые игроки разрабатывают собственные концепции, в т.ч. и технологическую составляющую изменений


Реализация инициатив со стороны государства включает не только стимулирование внедрения технологий, но и совершенствование законов и регуляторных норм, поиск новых способов взаимодействия между участниками рынка электроэнергии, а также создание условий для комплексного развития отрасли.

Главная цель цифровизации, которую фиксируют госпрограммы, – вывести энергокомпании на новый уровень эффективности, оптимизировать затраты на инфраструктуру, повысить ее надежность и диверсифицировать бизнес за счет появления на рынке инновационных продуктов и услуг.

Целевые ориентиры для энергосектора

Намеченная цифровая трансформация ТЭК затрагивает интересы самых разных участников цепочки: от генерирующих, сбытовых и сетевых организаций до конкретных потребителей электроэнергии.

Заинтересованные стороны цифровой трансформации ТЭК


Здесь на первый план выходят те сдерживающие факторы, которые одновременно являются и основными вызовами для перехода к цифровой трансформации:

  • масштаб энергосетей и территориальная удаленность объектов;
  • массив обслуживаемого оборудования;
  • увеличение изношенности сетевой инфраструктуры и, как следствие, высокая аварийность;
  • потери сети;
  • рост тарифов для конечного потребителя.

Оптимизации производственных и управленческих процессов на базе цифровых интеллектуальных платформ позволит добиваться системного эффекта по решению этих специфичных для отрасли проблем.

Топ-5 целей для любого субъекта электроэнергетики


Ответом на поставленные цели становится запуск проектов в опоре на новые технологии. К примеру, внедрение систем поддержки эксплуатации оборудования и инфраструктуры, предиктивного мониторинга, анализа данных и других.

Отдельный вызов для энергосектора – координация усилий по интеграции и объединению различных ИТ-систем, уже используемых в компаниях, а также вопрос импортозамещения и переход на отечественное ПО.

Цифровые проекты энергокомпаний вместе с NAUMEN

NAUMEN не первый год реализует комплексные проекты, связанные с поэтапной трансформацией процессов в  крупнейших электроэнергетических компаниях.

Эти проекты выполняются на базе универсальной платформы Naumen SMP.

О цифровых ИТ-системах на основе решений вендора – из первых уст в кратком дайджесте.

Росэнергоатом. Создание корпоративной системы сервисной поддержки пользователей ИТ-услуг

Единая ИТ-система обеспечивает сервисную поддержку пользователей в филиальной сети концерна и ежедневно обрабатывает 3 000 запросов по 120 услугам. Оцифровано 1 280 рабочих мест. Автоматизировано управление процессами обслуживания 110 000 компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия.


Россети Урал. Управление сервисами структурных подразделений

Построение многоуровневой системы поддержки в единой среде, где свыше 500 ИТ-специалистов предоставляют сервисное обслуживание более 5 000 сотрудникам компании.


Интер РАО. Трансформация сервисной модели управления ИТ

Централизация ИТ и унификация процессов предоставления услуг в головной компании и дочерних предприятиях.


МОЭСК. Объединение сервисных процессов в инструменте автоматизации

Оптимизация поддержки бизнес-пользователей по более 90 комплексным услугам, включая организацию в ИТ-системе взаимодействия с пулом подрядчиков электросетевой компании.


РусГидро. Переход на сервисную модель управления процессами

600 специалистов предоставляют сервисные услуги через цифровую среду. Бесшовная интеграция с системами мониторинга и управления инфраструктурными ресурсами, а также внутренними информационными системами холдинга. Процессы более 100 подрядных организаций «заведены» в ИТ-систему.


Юнипро. Сквозное управление процессами предоставления услуг

Создание единой точки оказания услуг для 2 500 пользователей. Охват сервисной моделью управления всех филиалов генерирующей энергокомпании и ее подрядчиков.


СО ЕЭС. Построение единой системы управления ИТ-услугами и ИТ-активами

Инвентаризация более 74 000 ИТ-активов, которые связаны с 62 000 объектами бухгалтерского учета в 68 территориально распределенных структурных единицах Системного оператора.


Ценность цифровизации для энергетического сектора. Мнение вендора

Перестроение процессов энергетических компаний на основе ИТ-решений – уже не просто концепт на бумаге. Это пилотные проекты вместе с вендорами, поэтапная апробация возможностей интеллектуальных платформ на практике, последовательная консолидация информационных ресурсов в единую экосистему.


На ближайшие годы цифровые технологии не только обеспечат повышение эффективности процессов в рамках всей компании, но и станут фундаментом для развития и модернизации электросетевого хозяйства всей отрасли.



Другие материалы по теме

Майя Евдокимова, «ИНТЕР РАО»: «Проект создания ОЦО мы реализовали за 6 месяцев»
Интер РАО: И в разработке, и во внедрении отечественных ИТ помогут нестандартные ходы
СО ЕЭС: Об управлении ИТ-активами на российской ITSM-платформе