Вы успешно подписались на блог Naumen
Статьи доступны к чтению
Добро пожаловать! Регистрация прошла успешно.
Отлично! Ваш аккаунт активирован, контент доступен.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Как использовать CMDB для управления виртуальными ресурсами и программными активами

Как использовать CMDB для управления виртуальными ресурсами и программными активами

3 минут чтения

Для комплексного управления ИТ-ресурсами и построения CMDB используют разные информационные системы. Например, через интеграцию Naumen Service Desk и системы мониторинга Naumen Network Manager получится организовать единое пространство для управления виртуальными машинами. А с помощью интеграции с Naumen SAM — контролировать лицензии и ПО. На примере разных кейсов рассказываем, как это работает и какую пользу приносит.

Кейс 1. Управление ресурсами виртуальных машин

В чем проблема. Нередко ответственные за виртуальные машины выделяют необходимые ресурсы «по звонку», и информация об этом нигде не учитывается. Спустя время уже невозможно разобраться, кто и зачем запрашивал виртуальную машину и нужна ли она сейчас.

Кроме того, специалисту часто приходится тратить много времени на поиск свободных ресурсов, так как гипервизоров для разработки, тестирования и поддержки ПО много, а данные при этом разрозненные.

Как выстроить процесс с CMDB. Как вариант, реализовать процесс выдачи виртуальных машин через заявку в системе Naumen Service Desk. В запросе сотрудник указывает необходимое количество ресурсов, операционную систему и другие данные.

Если система интегрирована с программой типа vCenter или Naumen Network Manager, то всю информацию о свободных ресурсах можно отобразить в едином окне. Если фиксировать подобные потребности в одной системе, не переключаясь между разными приложениями, это позволит сразу связать новый объект с заявкой и ее инициатором.

Что дает. Процесс управления ресурсами становится прозрачным. Сокращается время на поиск информации. Все данные сохраняются в одной системе, и в любой момент доступно, кто запрашивал ресурсы и на какой срок. Это дает возможность аллоцировать затраты.

Кейс 2. Управление лицензиями

В чем проблема. Нередко в организации лицензии используются неэффективно. Отсутствует информация о том, на каких устройствах установлено ПО, пользуется ли им сотрудник или нет. Из-за этого невозможно оценить реальную потребность, чтобы закупить только нужное количество лицензий. Например, бывают ситуации, когда лицензия закреплена за пользователем, а программа на его компьютере даже не установлена.

Еще одна сложность — отчетность компании о чистоте используемого ПО. Процесс сбора данных вручную трудозатратный и связан с человеческим фактором.

Как выстроить процесс с CMDB. С помощью интеграции Naumen Service Desk и Naumen SAM организовать управление лицензиями в едином окне. SAM-система опирается на данные CMDB, а также обогащает их. После настройки появляется возможность учитывать закупленные лицензии в связке с договорами, а также автоматически проводить инвентаризацию ПО, сверять количество лицензий с числом установок, формировать отчетность.

Что дает. Упрощается процесс аудита за счет полного учета лицензий. Компания получает аналитический инструмент, который помогает прогнозировать потребности, эффективно распределять лицензии и снижать риски нарушения лицензионной политики.

Кейс 3. Учет установки обновлений

В чем проблема. Важность вопросов информационной безопасности (ИБ) постоянно возрастает. Ключевую роль в поддержке должного уровня безопасности играют обновления. Устройства без обновлений становятся уязвимыми, сами могут подвергнуться атаке, а также стать источником для проникновения в ИТ-инфраструктуру компании.

Если у компании не отлажен или вообще отсутствует процесс работы с обновлениями, возрастают трудозатраты на обеспечение безопасности. Кроме того, чем больше инфраструктура, тем сложнее вручную отслеживать установки патчей и программ, обнаруживать слабые места.

Как выстроить процесс с CMDB. Во время построения базы данных управления конфигурациями уже могли быть собраны данные об установленном ПО, в том числе о пакетах обновлений и версиях.

Так будет проще отследить, на каких компьютерах и серверах развернуты актуальные версии, и оценить процент покрытия. Также с помощью CMDB получится формировать отчеты, которые позволят обнаружить устаревшее оборудование и ПО. Управлять процессом более детально поможет функциональность решения Naumen SAM.

Что дает. Снижаются риски информационной безопасности. У службы ИБ появляется дополнительный инструмент, который сокращает трудозатраты при формировании отчетности и проведении аудитов.

В итоге

CMDB становится источником данных, которые необходимы для автоматизации различных процессов. Благодаря интеграциям Naumen Service Desk c Naumen Network Manager и Naumen SAM служба ИТ получает дополнительные возможности, сможет быстрее реагировать на запросы и эффективнее использовать ресурсы.