Централизация сервисов в общий центр обслуживания (ОЦО) — распространенная практика в крупных корпорациях и холдингах. При всей популярности тренда количество реальных кейсов невелико. Успешно функционирующих ОЦО гораздо меньше, чем завершенных проектов по автоматизации управления ИТ.
Предоставлять сервисы внутри компании в едином приложении и по единым правилам лучше, чем не оказывать их вовсе или использовать разные обособленные системы. О том, как это хорошо, говорят все, а о сложностях чаще умалчивают. В статье разбираем, какие этапы придется пройти компании, чтобы выстроить общекорпоративный сервис, и с какими вызовами сталкивается решившийся на этот долгий путь.
Сервис и деятельность: разбираемся в терминах
Тренд на построение общей сервисной среды в территориально распределенных компаниях не нов: существуют целые классы решений (ESM) и отдельные методологии (VeriSM, SSM). И даже ITIL, который традиционно фокусируется на управлении в ИТ, в последней версии взял курс на смежные области. ITIL 4 вносит серьезные обновления в подход к сервисной деятельности и заставляет ИТ обратить внимание на точки интеграции с другими функциями.
В рамках этого материала деятельность
Разберем на примере. Для
Для
Однако и те, и другие попадают под определение услуги: совместно с заказчиками (бизнесом или пользователями) создается добавленная ценность. При этом поставщик берет на себя обязательства по качеству, срокам и возможные риски.
Классический подход к управлению ИТ-услугами в компании
Начальный этап, когда автоматизируются процессы управления
В чем суть. Деятельность каждой функции автономна и обеспечивается своим набором инструментов, которые адаптированы под специфику этой деятельности.
Особенности. Поддержка сотрудников имеет разную «долю» в общей деятельности функций. Например, в ИТ она традиционно велика, а в налоговом учете мала. Соответственно функции в
Результат
✔ Организация единой точки поддержки по
✔ Автоматизация специфических процессов (управление конфигурациями, релизамии и т.д.)
Централизация сервисов внутри компании
Возникает вопрос: зачем проводить частичную или полную централизацию деятельности различных
Да, при построении ОЦО «первые скрипки» — юридическая служба, бухгалтерия, отдел закупок, HR. Это подтверждают и уже реализованные кейсы. Вместе с тем компании, кто стартовал подобные проекты, неоднократно указывают на важность роли ИТ как корпоративного инноватора и методолога, кто может грамотно оцифровать нужные процессы. Если не стать равноправным участником централизации сервисов внутри компании, то бизнес рискует потерять время и деньги, а ИТ — репутацию и время на исправление ошибок, которых можно было избежать.
В чем суть. Поддержка сотрудников внутри компании централизуется по различным
Особенности. На этом этапе сохраняется разрыв в процессной модели и системой автоматизации в аспекте учета специфических нужд ИТ и других функций. Например, деятельность по доработке информационных систем вплетена в процессную модель и имеет высокий уровень автоматизации в
Результат
✔ Организация единой точки получения сервиса в компании
✔ Настройка сквозных потоков создания ценности с привлечением услуг различных
✔ Общая количественная статистика по объемам предоставляемых услуг
Построение общей модели оказания сервиса на уровне компании
Этап характеризуется интеграцией разных
В чем суть. Работа всех сервисных служб компании выстраивается с помощью
Особенности. Более глубокая интеграция деятельности различных функций приводит к запуску сквозного процесса предоставления сервиса. Например, можно реализовать сквозной процесс продления сервисного договора: от его проверки и согласования юристами до постановки на обслуживание актуального списка поддерживаемого оборудования
Результат
✔ Повышение качества сервиса за счет сокращения времени на передачу информации между ITSM либо
✔ Повышение эффективности управления сервисными процессами, возможность проводить бенчмарки между
✔ Автоматизация и роботизация части сервисов с помощью интеграций либо реализации функций внутри системы. Например, автоматизация процесса оформления командировок и отпусков. Как следствие, сокращение сроков оказания услуг.
Сквозной сервис для дочерних структур
На этом этапе выстроенная сервисная модель на уровне головной компании распространяется на каждую отдельную дочернюю структуру.
В чем суть. Унификация сервисной деятельности в дочерних структурах. Такой подход позволяет получить общее пространство, которое работает по единым процессам и в единой системе автоматизации.
Особенности. Это подготовительный этап перед переносом части функций в ОЦО. Этапы перехода наиболее затратны, поскольку придется повторить все предыдущие шаги, но уже с наличием процессной модели и решения по автоматизации. Компании потребуется тиражировать
Результат
✔ Повышение эффективности управления сервисными процессами, возможность проводить бенчмарки между дочерними компаниями (филиалами)
✔ Технологические решения одной дочерней структуры могут тиражироваться внутри всей компании. Например, технологию семантического анализа и сверки договоров, которая используется на уровне дочерней компании для юристов, можно применить сразу во всех юридических службах организации.
Общий центр обслуживания
Самый многоступенчатый этап, когда по сути компании нужно создать новую самостоятельную
В чем суть. Выделение сервисной деятельности всех дочерних компаний (филиалов) либо ее части в отдельный бизнес.
Особенности. По сути необходимо организовать инсорсинговую компанию. Если сравнивать с другими форматами автоматизации, создание новой сервисной структуры потребует больше всего организационных изменений.
Создание ОЦО — это больше про построение бизнеса, а не сервиса. Именно поэтому при построении центров есть этапы выбора местоположения, формирования оргструктуры, расчет численности и найм персонала. Неудивительно, что и наиболее популярные направления деятельности, передающиеся в ОЦО — не ИТ.
Результат
✔ Оптимизация стоимости предоставляемых услуг
✔ Оптимизация штата сервисных подразделений территориально распределенной компании
Центры компетенций
Как мы видим, переход к последнему этапу (ОЦО) требует больше всего шагов и организационных изменений. Именно здесь ответственные за построение сервисной деятельности нередко терпят неудачу. И каждый, кто хоть раз спотыкался на финишной прямой после долгого пути, представляет, что чувствует человек, прошедший все шаги от классической
А что, если отказаться от построения ОЦО как отдельной бизнес-единицы и сфокусироваться на сервисной составляющей? Тогда такую структуру можно представить как центры компетенций в отдельных филиалах.
В чем суть. Выделение в дочерних структурах центров обслуживания (компетенций) по различным направлениям. Подобную практику уже сейчас можно увидеть в крупных российских компаниях. Текущие реалии показывают, что не только ИТ умеют оказывать сервисы удаленно.
Особенности. Часть организационных шагов остается. Если сравнивать с построением полноценного ОЦО, то они проще, а некоторые опциональны.
Результат
✔ Оптимизация стоимости услуг за счет эффекта масштаба трансформаций и утилизации персонала
✔ Проверка гипотез без построения отдельной
В одной статье описать весь долгий путь по построению общекорпоративного сервиса в деталях не получится. На каждом из этапов существуют свои подводные камни. В следующих статьях поговорим о процессе унификации сервисной деятельности в различных