Проекты внедрения
Как ускорить процесс? Может добавить еще людей в команду, чтобы сократить сроки? А что будет с качеством, если внедрять быстро? Такие вопросы возникают почти в каждом проекте. Давайте разбираться, возможен ли быстрый запуск
Какие аспекты влияют на сроки внедрения ITSM-системы
К внедрению
Разберем по пунктам, за счет чего можно ускорить ход проекта.
Степень погружения в процессы заказчика. Нужно обратить внимание на операции, которые требуют времени и оценить, насколько глубоко подрядчику придется изучить специфику процессов компании, чтобы достичь нужного результата. Сценарий, чтобы выиграть время, такой:
- Заказчику необходимо активно включиться в проект в лице его руководителя и взять на себя задачи по организации внутреннего взаимодействия с остальными подразделениями.
- Заказчику в лице Центра компетенций необходимо взять на себя задачи по организации внутреннего взаимодействия с остальными подразделениями (передача знаний о системе и процессах, настройка каталога услуг).
- Консультанты подрядчика выстраивают коммуникацию со специалистами Центра компетенции, получают нужный уровень взаимодействия, концентрируются на своих прямых задачах (донесение знаний до специалистов Центра компетенций).
- Обученные специалисты Центра компетенций уже сами решают рабочие вопросы в ходе проекта, так как обладают достаточным набором знаний.
Скорость принятия решений. Потребуется провести оценку, как обеспечивается реализация решений, принятых в ходе проекта, и насколько оперативно эти решения выполняются. Возможный сценарий:
- Заказчику нужно управлять проектом со своей стороны, в т.ч. организовывать работу зависимых подразделений.
- Принятые в ходе проекта решения обязательно исполнять в оговоренные сроки. Это может потребовать контроля хода проекта со стороны
топ-менеджеров .
Достаточность ресурсов. Потребуется провести оценку необходимых ресурсов и выбрать оптимальный вариант управления командой внедрения. Для больших проектов необходимо организовывать специальные структуры управления с разделением на отдельные команды. Лучше не включать в команду более 10 человек. Большее количество порождает кратное увеличение взаимодействий между участниками, требует постоянной синхронизации действий и усложняет структуру управления в целом. Иначе придется выделять еще и подкоманды.
Контроль качества работ и возможность техподдержки системы после запуска. Действительно, сжатые сроки проектов могут не позволить охватить все проблемные ситуации, которые возникают в реальной жизни, хотя бы потому, что они возникают редко и в сроки проекта не попадут. При этом обычная практика, когда после проекта подрядчик оказывает гарантийное сопровождение системы, а значит появляющиеся проблемы решаются в рамках действующего договора поддержки.
Подрядчик заинтересован в том, чтобы запустить
Подходы к внедрению ITSM-системы
Разберем, как можно реализовать проект и какие есть преграды на пути у быстрого получения результатов. Если наглядно представить варианты подходов к проектам, то получим следующую картину.
Долго, но качественно Длительный проект с достигнутым результатом. Но это не про быстрый запуск. | Быстро и качественно Проект всегда будет дорогим. Но «валюту» можно выбирать. Это бюджет, время, вовлечение команды заказчика. |
Долго и не до конца В проекте допущены ошибки в определении целей, бюджете, плане работ либо при выборе подрядчика и самого продукта. | Быстро и не до конца Проект сделан только для выполнения KPI его участников. Придется внедрять повторно, чтобы получить нужный результат. |
Варианты с длительными сроками исключаем, так как многим заказчикам необходимо автоматизировать процессы «еще вчера». Кроме этого, к моменту окончания проекта цели не всегда уже актуальны. Ведь команда устает от длинных проектов, растет количество дополнительных требований.
С одной стороны, сделать быстро и качественно — это дорого как по стоимости, так и требуемым ресурсам для выполнения работ. С другой — тут возникает окно возможностей. В таких проектах ключевая роль отводится Центру компетенций заказчика. Здесь нужно оценить:
- Готовность компании к оперативному решению задач в ходе проекта в целом.
- На что направить имеющиеся ресурсы Центра компетенций и как потратить их наиболее эффективно.
Опишем возможные варианты.
Есть ресурс, нет знаний Нужны консультанты, чтобы передать знания специалистам Центра компетенций. Ускоряем внедрение за счет снижения распараллеливания задач. Задачи Центра компетенций:
| Есть ресурс, есть знания Специалисты подрядчика затормозят процесс, лучше сделать самим. Сохраняем бюджет, ускоряем проект за счет меньшего числа взаимодействий. Задачи Центра компетенций:
|
Нет ресурса, нет знаний Нужны консультанты, которые обучат специалистов Центра компетенций. Высокие риски, если проект плохо организован заказчиком. Максимальные риски после проекта, так как нет компетенций у заказчика. Задачи подрядчика:
| Нет ресурса, есть знания Нужно много недорогих специалистов со стороны подрядчика. Стоит изначально оценить, что выгоднее: найти ресурс и сделать самим или нанять подрядчика. Задачи заказчика:
Задачи подрядчика:
|
К выводам
Не все задачи можно и нужно отдавать внешним консультантам подрядчика. Особенно это актуально в проектах, где есть жесткие ограничения по срокам и бюджету. Идеальный сценарий, когда консультанты предлагают свой план внедрения