Вы успешно подписались на блог Naumen
Статьи доступны к чтению
Добро пожаловать! Регистрация прошла успешно.
Отлично! Ваш аккаунт активирован, контент доступен.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Система зонтичного мониторинга как важная часть SecOps

Система зонтичного мониторинга как важная часть SecOps

5 минут чтения

SecOps (Security Operations) — один из основных трендов в управлении информационной безопасностью (ИБ). Ключевая ценность методологии заключается в объединении усилий команды ИТ-подразделений, подразделений разработки услуг и команды ИБ для построения стабильной, безопасной и надежной ИТ-инфраструктуры предприятия. Как зонтичный мониторинг помогает совместить инструменты ИТ- и ИБ-подразделений и выстроить SecOps в компании, читайте в статье.

Централизованное управление процессами: от SOC к 360-view и зонтичному мониторингу

SecOps — это прежде всего централизованное управление процессами. Традиционно в ИБ концепция единого центра управления безопасностью — SOC — подразумевает изолированную от других подразделений работу. Тем не менее для эффективного обеспечения ИБ нужны инструменты консолидации, агрегации и анализа данных, а также управления событиями и инцидентами, относящимися как к ИТ, так и к ИБ.

Объединение потоков данных ИТ- и ИБ-мониторинга в едином «зонтичном» центре агрегации данных может решить эту проблему.

Объединение потоков данных ИТ и ИБ расширяет возможности Security Operations Center (SOC)

Создание единого центра управления всей информационно-технологической деятельностью организации выгодно и для ИТ, потому что дает возможность выстроить концепцию 360-view. Это взгляд со всех сторон на ИТ-инфраструктуру и ИТ-услуги предприятия для обеспечения их качества, надежности, безопасности и стабильности. Такой взгляд на ресурсы, пользователей и происходящие события также полезен для решения задач ИБ.

Концепция 360 важна для выстраивания эффективной работы как ИТ-, так и ИБ-подразделения

Объединить потоки данных в ИТ- и ИБ-подразделениях помогает зонтичный мониторинг и единая система управления бизнес-процессами.

Концепция зонтичного мониторинга ИТ+ИБ

В зонтичном, или комплексном, мониторинге данные из всех систем мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой, которые используются в компании, собираются в едином центре. Информация анализируется, очищается от незначительных и некорректных событий и привязывается к ресурсно-сервисной модели ИТ-систем и услуг. Данные SIEM обогащаются информацией о состоянии ИТ-инфраструктуры и релевантных ИТ-событиях, поступивших в зонтичный мониторинг, и собираются в единой системе управления бизнес-процессами. Это помогает однозначно идентифицировать любое событие с конкретным учетным объектом и с определенной информационной системой, в рамках которой этот объект используется. В результате сотрудники ИТ- и ИБ-подразделений получают оперативную аналитику в виде дашбордов, а также площадку для взаимодействия в решении или расследовании инцидента.

Реализация зонтичного мониторинга на примере Naumen Business Service Monitoring

Таким образом, связь данных технологических систем мониторинга и управления, систем управления информационной безопасностью, SIEM-систем и процессных систем управления ИТ-подразделениями помогает создать некий единый центр мониторинга. С его помощью можно наблюдать инфраструктуру с технологической и бизнес-стороны, со стороны безопасности и управления.

Задачи зонтичного мониторинга

Зонтичный мониторинг помогает решить сразу несколько важных задач компании.

1. Оценка влияния события или инцидента в инфраструктуре на бизнес-процессы.

Оценивается влияние не на КЕ, сервер или коммутатор, а именно на бизнес-процессы и информационные системы, которые важны для бизнеса. Комплексный мониторинг ИТ и ИБ дает возможность связать событие с определенными рисками с точки зрения безопасности, расставить приоритеты и понять, какой реакции требует происходящее.

При этом исключаются ситуации, при которых с процессами что-то происходит, но об этом никто не знает.

2. Сокращение времени на расследование и реагирование на инциденты ИТ и ИБ, благодаря их оперативному выявлению и представлению информации о них ответственным сотрудникам.

Сотрудник, который будет заниматься решением инцидента, получает весь необходимый контекст. Он видит информацию о нагрузке, об использовании ресурсов, о параллельно происходящих ИТ- и ИБ-инцидентах. Например, если произошло резкое повышение нагрузки в какой-то части ИТ-инфраструктуры, это может быть техническая проблема, а может — DDoS-атака, которая направлена на ресурсы компании. В таком случае это будет уже инцидентом информационной безопасности, что повлияет на расследование и устранение проблемы.

3. Обеспечение контроля расследования и реагирования на инциденты ИБ.

Процессное решение в комплексном мониторинге обеспечивает для каждого инцидента прозрачную схему ответственности. Событие отслеживается на всех этапах жизненного цикла, информация о нем передается определенным сотрудникам для принятия решения, выполнения каких-то действий или согласований, сроки обработки контролируются. При этом время на реакцию устанавливается в соответствии с приоритетом инцидента, который рассчитывается на основании ресурсно-сервисной модели, модели рисков, влияния на бизнес и на конечных пользователей ИТ-услуг.

4. Применение предиктивной аналитики для проактивного предупреждения инцидентов.

В перспективе инциденты можно будет предсказывать еще до того, как они возникнут, окажут реальное влияние на бизнес или пользователей и принесут материальный ущерб. Как показывает практика, до 30% ИТ-инцидентов могут быть предсказаны заранее, и предотвратить их проще, чем потом устранять последствия.

Шаги к достижению целевой зрелости

Реализацию комплексного мониторинга можно разбить на 3 основных этапа.

Достижение целевой зрелости процессов возможно только поэтапно

Первично реализуется процесс управления событиями ИБ. Уже произошедшие в инфраструктуре события запускаются в процессную платформу, управляются с точки зрения выделения ресурсов, контроля сроков, жизненного цикла, своевременного информирования и отчетности. Параллельно выстраиваются процессы управления ИТ-подразделением: инцидентами, изменениями и конфигурациями.

После эти события обогащаются информацией из ИТ-инфраструктуры, дополняются данными из реальных систем управления, таких как система управления виртуализацией. Выстраивается весь процесс работы и реакции ответственных сотрудников.

Далее строится процесс управления инцидентами ИБ, который предполагает уже проведение расследований, реакцию ответственных сотрудников на события или комплексы событий, которые в конечном итоге представляют собой инцидент.

Реализовать зонтичный мониторинг помогают инновационные процессные, мониторинговые и управленческие платформы. Такие как Naumen Business Services Monitoring, Ankey SIEM и Naumen Service Desk. При этом источником данных для комплексного мониторинга может быть потенциально любая система, которая связана с ИТ или с ИБ и способна передать информацию в систему зонтичного мониторинга для дальнейшего накопления и анализа.