Инфраструктура — одна из самых затратных статей в
Причины сокращений ИТ-бюджетов
Почти 30% крупных российских компаний сократили
Выделим часто встречающиеся ошибки, когда речь заходит о сокращении
Форсированные сокращения. Некоторые компании выбирают быстрые агрессивные меры: уменьшение числа поддерживаемых сервисов, покупку бюджетных аналогов, отказ от обновлений. При этом эффективность падает, потому что сотрудники вынуждены пользоваться «тормозящими» системами. В худшем случае непродуманные изменения могут вызывать даже сбои в критически важных системах.
Экономия на безопасности. Пытаясь сократить затраты, компании могут начать экономить на средствах информационной безопасности, отказоустойчивости систем, резервном копировании. Это значительно увеличивает риски инцидентов, а значит и еще больших экономических и репутационных потерь.
Использование устаревшего оборудования. Такая техника вероятнее всего выйдет из строя и потребует дорогостоящего ремонта или экстренной покупки по завышенным ценам для замены. Кроме того, с каждым обновлением программного обеспечения возрастает риск несовместимости последних версий со старым оборудованием.
Таким образом цена неправильного подхода к оптимизации может во много раз превышать потенциальные выгоды от экономии.
Стратегии оптимизации расходов на ИТ-активы
Как сократить расходы без ущерба для рабочего процесса? Сделать это можно за счет более эффективного подхода к управлению
1. Автоматизация учета
Ручная инвентаризация подразумевает обход помещений, опросы сотрудников и сверку данных из разрозненных
Прозрачность инфраструктуры обеспечивает детализированный учет
Naumen ITAM позволяет вести учет всех видов
После постановки оборудования на учет, на него наклеиваются штрихкоды или
В созданной карточке актива можно учесть все важные параметры, необходимые для качественного управления и контроля использования. Например, инвентарный номер, стоимость, состояние, местонахождение, материально ответственное лицо, пользователь.

Для каждой единицы оборудования в Naumen ITAM заполняется подробная информация
Также в карточке будут отражены связанные с этим оборудованием объекты, необходимые для точной оценки совокупных затрат: комплектующие, расходные материалы, техподдержка, лицензии, документы, установленное ПО и т.д.
Для учета и контроля программных активов в системе используются лицензионные пулы. Здесь фиксируется основная информация: программный продукт, тип лицензии, стоимость, ответственный, количество прав (сколько закуплено, сколько используется и остаток), а также факты выдачи лицензий пользователям.

Учет лицензий поможет централизованно управлять всеми программными активами на уровне компании
Регулярное обновление данных в сети и используемых на нем программных продуктах можно организовать через систему дискаверинга. Из полученной информации формируются отчеты, например, аналитика по лицензионному потреблению для каждого программного продукта.
Таким образом автоматический учет не только сокращает время на инвентаризацию, но и дает точное знание о наличии активов, их состоянии и реальной потребности в дальнейшем использовании и обновлении. Это позволяет
2. Управление жизненным циклом ИТ-активов
Рациональное использование ИТ-активов предполагает контроль на протяжении всего жизненного цикла. Naumen ITAM обеспечивает прозрачность процессов на каждом этапе — от планирования и закупки оборудования (или получения лицензии) до списания (или окончания срока действия).

Последовательность процесса работы с аппаратным активом
Система предоставляет полную и непротиворечивую информацию обо всех лицензиях, договорах, ПО и оборудовании. Это позволяет создавать точные прогнозы потребностей в новых устройствах и комплектующих. Анализ данных о замене оборудования, частоте поломок и обновлениях помогает определить оптимальные уровни запасов без избыточного накопления.

В списке выполненных задач сохраняется информация о всех действиях с активом
Отслеживание жизненного цикла
3. Оптимизация распределения ресурсов
Одна из частых причин перерасхода
Naumen ITAM не только предоставляет данные об оборудовании, которое находится на складе или активно используется. Система позволяет автоматически контролировать отзыв активов у уволенных сотрудников. В результате компания сохраняет контроль над ресурсами, и может перенаправить их другим сотрудникам.

В карточке задачи отражается необходимость не только возврата техники, но и отзыва лицензий
Неиспользуемые лицензии также впустую тратят ресурсы компании. Интеграция с системами дискаверинга позволяет оценить лицензионное соответствие: сопоставить, сколько закуплено лицензий, и сколько фактически используется. Это дает понять, когда выгоднее использовать подписку, а когда — бессрочную лицензию. Например, организация оплатила 100 подписок, а регулярно эксплуатируют продукт только 70 человек. В таком случае может быть выгоднее приобрести несколько бессрочных лицензий для постоянных пользователей, а для временных сотрудников или проектов использовать подписку. Так ITAM позволяет более гибко адаптироваться под меняющееся количество пользователей.

Отчет показывает реальное потребление лицензий и затраты на них
4. Централизация закупок и точное планирование бюджета
Нередко при планировании расходов на год компания закладывает на закупку
ITAM позволяет собрать информацию о потребностях в активах всех сотрудников в одной системе. Основываясь на собранных данных, можно заранее более точно планировать бюджет. Допустим, в компании работает 1000 человек, и 50 из них требуются новые ноутбуки определенной конфигурации. Можно заказать всю партию у одного поставщика и получить оптовую скидку, вместо того, чтобы закупать по

Централизация закупок позволяет принять решение о приобретении одного продукта для схожих потребностей вместо создания «зоопарка программ»
К выводам
Сократить расходы на