Вы успешно подписались на блог Naumen
Статьи доступны к чтению
Добро пожаловать! Регистрация прошла успешно.
Отлично! Ваш аккаунт активирован, контент доступен.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Ключевые инструменты в техническом учете ИТ-инфраструктуры: до и после автоматизации

Ключевые инструменты в техническом учете ИТ-инфраструктуры: до и после автоматизации

7 минут чтения

Чтобы работа с ИТ-инфраструктурой — планирование, регламентное обслуживание, устранение сбоев — была эффективной, нужно располагать максимально точной и актуальной информацией обо всех ее объектах. Это значит, понимать, какое оборудование и где находится, что с ним происходит, с какими сервисами связано. Для этого в техническом учете используются различные инструменты: карты, схемы, графические представления. Каждый из них отражает данные в определенном разрезе. Рассмотрим подробнее, для работы с какими сведениями используются подобные инструменты и как меняются в автоматизированном решении технического учета.

Карты

Карта — это инструмент визуализации расположения всех объектов инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно к ней обращаются в первую очередь при планировании работ, хоть аварийных, хоть плановых, чтобы:

  • понимать, что представляет из себя участок, на котором предстоит их провести;
  • составить маршрут для специалистов;
  • указать для них ориентиры на местности.

Просто адреса недостаточно. Он не даст представления о том, что за строение, в котором находится оборудование, и что находится рядом. Например, если предполагается замена кабеля под землей, важно понимать, как организовать работы, чтобы свести к минимуму их влияние на жизнедеятельность людей в окрестных домах. Рядом могут быть оживленные дороги, детские площадки, учреждения и парковки.

Без автоматизации. Карты общедоступны благодаря сервисам 2ГИС, Яндекс Карты, Google Карты и т. д. В них легко посмотреть, в каком здании находится оборудование. Представим себе, что по определенному адресу — большой многоэтажный дом на несколько секций. Где искать в нем нужное устройство — непонятно: в подвале, на крыше, в пристрое? Возможно, уточнения есть где-то в документации на этот участок инфраструктуры. Но источник с этими сведениями еще потребуется найти. А это все время.

Кроме того, чтобы спланировать работы, нужна разная информация: не только место, но и данные по самому оборудованию и его связях с другими элементами инфраструктуры. Зачастую все это фиксируется в разных документах. Чтобы свести данные в единую картину, специалистам нужно одним глазом смотреть в карты, другим в таблицу с перечнем оборудования, а также неплохо бы заглянуть в схему расположения и подключения устройств инфраструктуры.

С автоматизацией. Современные решения технического учета делают карту интерактивным инструментом. Например, в системе Naumen Inventory она совмещает в себе все пласты информации об участке инфраструктуры:

  • базовые сведения о местности и застройке;
  • оборудовании, которое на нем находится;
  • детали, по которым можно быстро понять, где именно оно расположено;
  • ближайшие ориентиры.

Достаточно найти на карте адрес, кликнуть на него, и получить остальные сведения. Кликнуть по оборудованию и узнать все о нем. Если система использует данные со спутника, то можно даже более детально изучить рельеф в месте предполагаемых работ.

Схемы

Схемы — это инструмент визуализации взаимосвязей объектов в инфраструктуре. Они не только входят в состав проектной и исполнительной документации, но и постоянно используются в ежедневной работе. Например, ИТ-компаниям и дата-центрам не обойтись без схем, когда определяют ключевые узлы и уязвимые точки для планирования мер кибербезопасности. Телекомам они жизненно необходимы, чтобы управлять обширной сетью базовых станций, маршрутизаторов и коммутаторов, расширять ее, быстро находить и устранять причины аварий. Производственные компании с помощью схем выстраивают промышленные сети из оборудования и систем автоматизации.

Без автоматизации. Схемы рисуют в специальных редакторах, например, Microsoft Visio. То есть как минимум нужен специалист, который:

  • знает типы схем по Единой системе конструкторской документации (ЕСКД);
  • понимает принципы их построения: древовидная, сферическая, общая — и какой из них нужен в конкретном случае;
  • владеет достаточными навыками работы в нужном редакторе.

Такой формат работы со схемами подходит для документации, чтобы фиксировать действующие связи и сети или планировать их. Использовать для ежедневной работы как инструмент анализа или сопоставления, не получится. Например, нужна детальная информация, какие кабели и муфты используются на определенном участке сети, чтобы посмотреть характеристики, загрузку и другие показатели. При работе со статичной документацией сведения необходимо собирать по различным источникам. Только на основе полученных данных можно составить нужную схему.

С автоматизацией. Для работы со схемами в автоматизированном решении можно обойтись без специального редактора, потому что рисовать вручную их не придется. В Naumen Inventory задаются настройки: принцип построения схемы и объекты, которые нужно отразить, а система построит ее сама. Причем в разы быстрее, чем это сделает даже самый квалифицированный специалист в графическом редакторе. К тому же ключевые типы по ЕСКД: «Схема структурная», «Схема функциональная», «Схема общая» и «Схема расположения» — Inventory знает не хуже него.

С автоматизированным решением подобные схемы могут стать инструментом ежедневной работы. Вернемся к примеру, когда требуется найти информацию о кабелях и муфтах на заданном участке сети. В Naumen Inventory решение будет выглядеть так. Достаточно задать принцип построения схемы, нужный участок инфраструктуры и оборудование. Система построит схему, на которой отразит объекты. Более того, с ней можно взаимодействовать: удалять, добавлять или перемещать элементы и связи, получить по ним более подробную информацию. Или, допустим, нужна детальная схема соединений конкретного коммутатора с другим оборудованием. В данном случае понадобится сферическая схема. Обозначаем системе устройство, где оно находится, и получаем результат.

Графические представления

Графическое представление — это инструмент визуализации, который используется для наглядной оценки свойств оборудования, его текущего наполнения, конфигурации и указывает на связи элементов инфраструктуры. Само оборудование может даже не являться частью сети в буквальном смысле, но при этом выступать носителем других важных элементов.

Например, телекоммуникационная стойка. Не будучи устройством ИКТ-инфраструктуры, она тем не менее служит важным элементом для организации объектов сети. Чтобы планировать изменения, важно понимать, есть ли еще свободное место в стойке и с какой стороны заняты все слоты.

Еще одно важное связующее звено в инфраструктуре — фасад оборудования с разъемами. Для управления сетью ИКТ нужно понимать, как они используются: сколько и чем заняты, сколько портов свободны, можно ли их использовать или они забронированы под проект, в рабочем ли состоянии.

Без автоматизации. В большинстве случаев в документации будет просто указано наличие стойки, ее модель и текстовый документ — спецификация. Регулярно описывать и отражать в них ситуацию с занятостью слотов на оборудовании такого типа почти нереально. И тем более представлять это графически. Чтобы планировать организацию и подключения устройств, специалистам придется предварительно проверить участок и оценить ресурс и состояние стоек и портов.

С автоматизацией. Naumen Inventory визуализирует такое оборудование и наглядно показывает актуальный потенциал для использования. Графическое изображение стойки позволяет быстро и однозначно оценить ее наполняемость с обеих сторон. Это уменьшает время на поиск свободного места при перемещении оборудования и дает возможность редактировать конфигурацию стойки в с соответствии с текущими потребностями.

По разъемам информация максимально детальная: каждому присвоен номер, указано расположение, тип, занятость, работоспособность, статус (если, например, разъем забронирован для какого-либо подключения). Любая характеристика меняется прямо на изображении. Они редактируемые, поэтому обновлять данные легко. Кроме того, если пользователю необходимы дополнительные атрибуты портов, их можно настроить.

Схемы кабельных соединений

Это нечто среднее между схемами и графическим представлением оборудования. Изображение показывает, как оптические волокна распределяются в муфтах любого типа: тупиковых, проходных, разветвительных. Муфта — важный элемент сети, который соединяет кабели и изолирует место соединения, позволяет сделать ответвление на трассе. Информация о том, как в ней распределены и сварены оптические волокна, для какой линии связи используются, какой резерв для соединений еще есть, — помогает точнее спланировать любые действия и изменения, которые касаются кабельной трассы.

Без автоматизации. Чаще всего представления в схемах и таблицах отражают состояние муфты на момент первичного монтажа. Часть из них актуальна, часть уже нет, так как обновление информации в нескольких источниках сразу после проведения работ и изменения конфигурации соединений волокон — процесс трудоемкий и плохо контролируемый. В результате планирование работ осложняется тем, что нет точных данных, и специалистам приходится разбираться в ситуации прямо на месте.

С автоматизацией. Naumen Inventory содержит графический редактор кабельных соединений, который создает схему распределения и соединения волокон оптических кабелей автоматически и дает возможность редактировать связи на представлении схемы. При этом волокнам присваиваются пользовательские статусы: «сварено», «зарезервировано» и др., которые можно менять вручную или автоматическими действиями по событиям в системе. Для муфт, кабелей и волокон на карточках можно разместить дополнительную информацию, которая будет доступна другим пользователям в зависимости от прав доступа. При изменении конфигурации схемы все данные обновляются в значениях атрибутов, на карточках и в списках объектов системы.

В заключение

Традиционные инструменты технического учета — карты, схемы, графические представления — значительно удобнее и эффективнее в составе современных автоматизированных решений. Они становятся интерактивными и гибкими. С их помощью можно не просто фиксировать текущую ситуацию, но и планировать изменения, просчитывать эффект. Обновить информацию достаточно в одном источнике, в остальных это произойдет автоматически. В современных системах учета инструменты дополняют друг друга, создавая в комплексе максимально полную картину об объекте, которую можно получить в пару кликов.