В проектах внедрения и эксплуатации
Почему неактуальный каталог услуг — это проблема
Цель менеджеров, которые отвечают за каталог и настройку услуг в корпоративной
Другой сценарий, когда каталог переусложнен. Пользователи из раза в раз путаются в его структуре или названиях услуг и вообще перестают сами регистрировать запросы через систему, подключая для этого операторов
В свою очередь специалисты поддержки могут жаловаться, что не обновляемый вовремя каталог услуг в некоторых случаях блокирует их работу. Например, есть ошибки в классификации запросов, маршрутизация выполняется не на тех сотрудников, нет важных атрибутов в формах или кнопок в интерфейсе и т.д. Приходится постоянно эскалировать такие вопросы на менеджера услуги, чтобы он подключился и донастроил систему.
Для менеджера каталога услуг неактуальность и, как следствие, пренебрежение к его «детищу» также несет негативные последствия. Это приводит к хаосу процессов, труднее контролировать услуги, их менеджеров, которые не всегда хотят
И это лишь малая часть сложностей, ведь на менеджерах услуг лежат задачи непосредственно по предоставлению услуг, соблюдению процессов, контролю качества. В особенности, если оценка качества работы зависит от закрытия обращений в рамках установленного в SLA регламентного времени, что напрямую влияет на нарушение сроков и сразу отражается отрицательными показателями в отчетности.
Почему каталог услуг быстро устаревает
Выделим типовые причины, которые влияют на то, что каталог услуг «нужно было обновить еще вчера».
Допущены ошибки на этапе проектирования. При добавлении услуг в
Отсутствует мотивация менеджеров. Зачастую сами сотрудники не хотят погружаться в настройку параметров услуг. Возможно,
Не распределены зоны ответственности. Бывают банальные ситуации перекладывания ответственности между специалистами, которые непосредственно отвечают за настройку и работу услуг.
Изменения внедряются очень медленно. Иногда быстрым изменениям мешает обостренный перфекционизм менеджеров. При таком подходе они считают, что возможности системы не позволяют идеально настроить услугу по их схеме. Это приводит к затягиванию обновления каталога либо даже саботажу.
Постоянно запускаются новые процессы. Руководство компании решает внедрить не запланированные ранее процессы, что потребует в свою очередь от менеджеров дополнительно переосмысливать работу системы и части поддерживаемых в ней услуг.
Не хватает ресурсов. Если объем услуг в каталоге превышает ресурсы, необходимые для его поддержки, это неминуемо увеличивает срок реализации изменений.
Какие варианты обновления каталога выбрать
Так что же: опустить руки и смириться с тем, что каталог услуг всегда будет неактуальным, или
Конечно, универсального решения нет, ведь проекты внедрения
Жизнеспособность предоставления услуг определенно находится в руках их менеджеров, а вот вариантов актуализации информации может быть несколько.
Актуализировать самостоятельно. Менеджер услуги сам начинает разбираться в принципах работы системы, внутренних процессах, где и как настраивается каждый элемент, правила и на что они влияют.
В этом менеджеру может помочь:
- обучение от разработчика
ITSM-системы ; - инструкции, регламенты и другая документация;
- тестирование и сертификация по знанию процессов системы;
- консультирование у проектной команды разработчика;
- участие в обработке запросов вместе со специалистами техподдержки системы, что позволит увидеть новые для себя ситуации и рабочие кейсы.
Делегировать настройку членам команды, оставить за менеджером контроль. Специалистом по настройке каталога может стать подчиненный менеджера услуги. Сначала придется дообучить этого сотрудника, чтобы он получил достаточный уровень компетенций для администрирования услуг. В дальнейшем полученный опыт позволит такому специалисту находить наилучшие варианты для маршрутизации запросов, оптимизировать процессы и реализовывать более сложные сервисы на основе нескольких услуг. Явным плюсом такого варианта может считаться высокая мотивация специалиста, для которого подобные задачи должны приводить к росту его компетенций и зон ответственности.
Передать в Центр компетенций. Менеджер услуги может предложить руководству или Центру компетенций создать специальный сервис с отдельным видом запроса, по которому будут обрабатывать подобные обращения. При таком варианте стоит учитывать потенциальные риски. Например, сотрудники Центра не всегда заинтересованы улучшать «чужие» услуги, даже если уровень компетенций позволяет сделать это быстро. Самим себе создавать лишнюю работу мало кому захочется. Степень загруженности отдельной структуры будет играть не в пользу скорости решения задачи.
К выводам
Путей решения вопроса, как и кому обновлять каталог услуг, множество. Возможно, вы придумаете более оптимальные сценарии. Главное — заблаговременно продумать этот аспект. Тогда точно получится значительно упростить себе жизнь на этапе внедрения проекта и при дальнейшей эксплуатации