Многие процессы компаний критически зависят от работоспособности
Уменьшить связанные риски помогает комплексное управление
Какие направления включает управление ИТ-инфраструктурой
ИТ не существует без инфраструктуры: оборудования, программных средств, каналов связи. Эти элементы позволяют создавать, поддерживать и развивать процессы и сервисы.
Чтобы обеспечить качественное предоставление услуг на уровне компании, необходимо уделять внимание трем направлениям.
Управление эксплуатацией инфраструктуры позволяет создавать сервисы на базе всего
Управление развитием решает плановые задачи в двух аспектах: обновление и масштабируемость. Чтобы вовремя модернизировать устаревшие системы, важно отслеживать технические инновации, анализировать потенциал внедрения новых инструментов в существующую
В управлении сопровождением аспект смещается на техническую поддержку. Когда у пользователя возникает проблема с оборудованием или требуется консультация по используемому ПО, необходимо предоставить возможность получить соответствующий сервис.
Подходы к управлению ИТ-инфраструктурой
Грамотное управление всеми компонентами
Функциональный подход. В крупных компаниях для каждого элемента инфраструктуры используют отдельные системы автоматизации для мониторинга и учета. Такой подход нацелен на точечное управление компонентами, но не эффективен для сервисного обслуживания.
Представим, в офисе недоступна электронная почта. Чтобы найти причину, менеджер услуги поочередно обращается к специалистам, которые отвечают за настройку почтового клиента, поддержку канала связи и серверного оборудования. Специалисты контролируют только свой участок работ и могут перекладывать ответственность за восстановление услуги друг на друга, а значит решение проблемы потенциально затягивается.
Если в организации нет единой картины об инфраструктуре, то координация работ потребует много времени и ресурсов, появляется дублирование процессов в рамках различных подсистем. В таких условиях сложно обеспечить производительность, надежность и их безопасность. Поэтому гарантировать качественное предоставление сервисов пользователям тоже не получится.
Процессный подход. Если компания выбирает сквозные процессы управления, то инфраструктура рассматривается как единый актив. Выстраивается связанная последовательность на всех этапах: в проектировании, разработке, подключении сервисов, управлении инцидентами на основе событий мониторинга.
В нашем примере с недоступной электронной почтой процесс будет выглядеть так. Менеджер услуги получает обращение, что письма не отправляются. Далее инициируется отправка заявок техническим специалистам, которые выявят причину и сообщат об устранении проблемы. Взаимодействие выстраивается таким образом, что каждый участник процесса получает целостную информацию о состоянии инфраструктуры и менеджеру не нужно разбираться в зонах ответственности технических специалистов.
Такой сквозной процесс управления возможен при бесшовной передаче задач из одной системы в другую, что позволяет обойти ограничения функционального подхода. Фиксация задач повышает прозрачность работ и четко закрепляет ответственность. Это упрощает коммуникацию между сотрудниками компании, ускоряет выполнение задач и позволяет контролировать достижение конечного результата.
Сервисный подход. Если рассматривать, что цель управления
Посмотрим на пример сбоя электронной почты комплексно. Представим, что в инфраструктуре запланированы работы, которые потенциально могут повлиять на почтовый сервер. Перед обслуживанием сетей инженеры оповестят менеджера услуги, а он сообщит сотрудникам. Это позволит не допустить неожиданного «падения» внутренних сервисов и массовой отправки запросов в поддержку.
Для реализации сервисного подхода важно, чтобы все участники процессов понимали, какие элементы инфраструктуры влияют на предоставляемые услуги. На практике создать такие условия невозможно без формирования целостной картины, сквозного процесса и налаженных информационных потоков.
Концепция 360 как новый взгляд на управление ИТ
Лучшие практики управления ИТ легли в основу методологии ITIL, где сквозная доставка ценности объединяет технологии, людей, процессы и данные. Эта идея нашла воплощение в «концепции 360». В центре этого подхода
Такой подход помогает собрать, обобщить и проанализировать всю информацию, чтобы выстроить целостное управление
Как выстроить комплексный подход на практике
Комплексный подход к управлению инфраструктурой возможен, если выстроить единую экосистему, которая дает наиболее полную картину о происходящем в организации. Тогда компания использует несколько систем, которые дополняют друг друга.
Система технического учета отображает инфраструктуру в том виде, в каком она была запланирована. При этом потребуется регулярное дополнение данными из системы зонтичного мониторинга, которая позволяет отслеживать доступность объектов инфраструктуры в режиме реального времени.
Система зонтичного мониторинга аккумулирует информацию из всех систем мониторинга и отображает состояние инфраструктуры, как оно есть сейчас. Далее зонтичный мониторинг отслеживает и передает актуальную информацию в систему технического учета.
Система управления
Вернемся к примеру с электронной почтой. Когда работа организована в экосистеме, технический учет помогает зафиксировать связи между всеми элементами инфраструктуры и увидеть, какие почтовые серверы, каналы связи и системы питания задействованы в предоставлении услуги. Если менеджеру, который отвечает за доступность электронной почты, необходимо уточнить информацию, он не будет искать ответственного специалиста. Ему достаточно зайти в систему управления
К выводам
- Информационно-технологическая инфраструктура обеспечивает работоспособность компании. Управление каждым слоем инфраструктуры включает в себя три направления: эксплуатацию, развитие и сопровождение.
- Компании подходят к вопросу управления инфраструктурой
по-разному . Наиболее эффективный — сервисный подход, который позволяет гарантировать доступность сервисов. Для его реализации необходима объективная картина о состоянии всех компонентовИТ-ландшафта . - Чтобы консолидировать данные из всех источников, важно объединить все элементы инфраструктуры вокруг услуги. На практике собрать информационные потоки помогает экосистема, где каждое решение отвечает за свое направление. Это позволяет выстроить сквозные процессы и ускорить решение проблем.