Вы успешно подписались на Блог Naumen
Great! Next, complete checkout for full access to Блог Naumen
Добро пожаловать! Регистрация прошла успешно.
Отлично! Ваш аккаунт активирован, контент доступен.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Есть С.Л.О.Н.а по частям. Внедрить ITAM и не подавиться. Часть 1

Есть С.Л.О.Н.а по частям. Внедрить ITAM и не подавиться. Часть 1

4 минут чтения

Выступал на конференции «ITAM & SAMday 2018» (IT Asset Management и Software Asset Management). Основной вектор дискуссии – обмен опытом в построении моделей управления ИТ-активами в компаниях самых разных отраслей.

Поделюсь тезисами доклада и затрону вопросы:

  • с чего начать внедрение процессов управления ИТ-активами;
  • из каких шагов оно состоит.

Не раз в проектах приходилось сталкиваться с идеалистическим подходом, когда стремятся работать по принципу «внедряем всё и сразу». Практика показывает, что с многофункциональными ИТ-системами это сложновыполнимая задача.

Всегда предлагаю есть «слона» по частям, поэтапно.

Что говорит статистика

Интерес к ITAM стабильно растет. Это подтверждает мировая статистика. Например, в результатах исследования «Управление ИТ-услугами следующего поколения» от аналитической компании «Enterprise Management Associates» отмечен стабильный рост внимания к вопросам автоматизации процессов управления ИТ-активами со стороны бизнеса.

itam-report

Посмотрим, как большой «слон» – ITAM – чувствует себя в российской практике.

Какие компоненты входят в ITAM-практику

Сначала разберу, на что похож «слон», – так условно называю совокупность компонентов, из которых состоит ITAM-практика.

Вспоминается древняя индийская притча о слоне и шести слепцах.

Первый слепой протянул руку и коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй слепой протянул руку и коснулся хобота слона: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий слепой протянул руку и коснулся бивня слона: «Какой острый! Слон похож на копье». Четвертый слепой протянул руку и коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый слепой протянул руку и коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало». Шестой слепой протянул руку и коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на веревку».

Чтобы не быть похожими на слепцов, посмотрим общим взглядом на ITAM-«слона» и «разложим» его на ключевые компоненты.

С.

Соглашения, которые определяют:

  • процессы;
  • внутренние и внешние договорные отношения;
  • фиксирующие документы (например, факты затрат на ИТ-активы);
  • политики для установки правил учета ИТ-активов или отдельных операций по ним;
  • бюджеты на ИТ-активы.

Л.

Лицензии. Учет и управление лицензиями.

О.

Оборудование. Учет рабочих мест, периферии, серверов.

Н.

Нематериальные активы. Учет виртуальной инфраструктуры, софт, знания.

От чего зависит выбор модели управления ИТ-активами

Практика управления ИТ-активами многоаспектна, и не всем компаниям требуется внедрять абсолютно все подходы и области управления.

Важнее определить, для чего в компании реализуется управление ИТ-активами, каких целей хочется достичь? Это напрямую влияет на «внешний вид» С.Л.О.Н.а, а значит и на выбор последовательности шагов, и итоговую картину модели управления ИТ-активами.

itam-choice

Опираясь на свою практику внедрения ITAM-решений, предложу следующий набор целей, которые можно задать на старте:

  1. Минимизировать внеплановые закупки ИТ-активов при оптимальном размере складского запаса.
  2. Снизить процент секвенции бюджета при ежегодном планировании ИТ-бюджета, как следствие – улучшить обоснование затрат на ИТ.
  3. Сократить время на получение актуальной информации по ИТ-активам.
  4. Оптимизировать затраты на лицензирование.

Достижению этих целей поможет автоматизация функциональных «частей» ITAM. Их специфику рассмотрю далее.

Из каких частей состоит управление ИТ-активами

Поделю С.Л.О.Н.а на крупные части:

  • идентификация и отслеживание изменений по ИТ-активам;
  • планирование закупок и списания ИТ-активов;
  • построение ресурсно-сервисной и ресурсно-финансовой моделей учета ИТ-активов;
  • управление лицензиями и поставщиками.

Проанализирую первые две части через призму цели → шаги → результаты.

Идентификация и отслеживание изменений по ИТ-активам

itam-slon-grey-1

Первым базовым этапом при внедрении ITAM должна стать агрегация информации об ИТ-активах компании.

Ставим цели:

  1. Сформировать централизованный источник актуальной информации об оборудовании, ПО и т.д.
  2. Получить актуальную информацию об ИТ-активах, включая:
    • количество;
    • виды;
    • учетные параметры;
    • местоположение.
  3. Установить связь ИТ-активов с Основными средствами как «мостик» для дальнейшего развития.

Для реализации целей двигаемся по шагам с учетом ITSM-процессов:

  1. Выбираем средство автоматизации.
  2. Разрабатываем классификатор ИТ-активов.
  3. Составляем сценарии обновления базы ИТ-активов.
  4. Проводим инвентаризацию и наполняем базу ИТ-активов.
  5. Устанавливаем связь активов и Основных средств (нематериальные активы, малоценка).

nau-itam-sheme-1

Важно отметить, что управление ИТ-активами рассматривается мною в постоянной связке с Каталогом услуг (в рамках которых осуществляется поддержка ИТ-активов внутри ИТ) и процессами эксплуатации услуг (управление инцидентами, запросами на обслуживание и изменениями).

В результате работа со сформированным единым источником актуальной информации об ИТ-активах позволит:

  1. Повысить утилизацию оборудования.
  2. Уменьшить количество закупаемого оборудования.
  3. Упростить процесс инвентаризации.
  4. Сократить время на поиск нужной информации.

Планирование закупок и списания ИТ-активов

itam-slon-2

Допустим, что мы «накопили» и сформировали базу ИТ-активов и наладили процесс актуализации информации в ней. Далее наступает этап управления жизненным циклом ИТ-активов и контроля всех процессов, связанных с их планированием, поступлением и выбытием.

Ставим цели:

  1. Оптимизировать процесс закупки ИТ-активов.
  2. Повысить контролируемость процесса списания ИТ-активов.

И идем по шагам:

  1. Проводим стандартизацию ИТ-активов.
  2. Разрабатываем сценарии планирования закупок.
  3. Интегрируемся с системами закупок.
  4. Прописываем сценарии списания ИТ-активов.

nau-itam-sheme-2

Эффектом от выполнения указанных шагов станет:

  1. Консолидация закупок и получение выгодных цен со стороны подрядчиков.
  2. Оптимизация складского запаса.
  3. Консолидация по договорам поддержки.
  4. Упрощение механизмов контроля за многообразием видов техники.
  5. Упрощение операций с ИТ-активами.

Каковы промежуточные итоги

Многокомпонентный характер ITAM-систем предопределяет поэтапный характер внедрения. Прежде чем внедрять, необходимо учесть следующее:

  1. Крайне важно уже в начале пути представлять, чего хочешь добиться и на каком этапе. Без этого придется постоянно решать какие-то текущие задачи без понимания дальнейшего глобального развития процесса.
  2. Ваши цели и их критичность должны четко ложиться на последовательность того, что вы делаете.
  3. Связка с процессами эксплуатации крайне важна и для процессов управления ИТ-услугами, и для процессов управления ИТ-активами.

При этом при внедрении ITAM всегда есть точки роста. Например, о том, как построить ресурсно-сервисную и ресурсно-финансовую модели учета ИТ-активов, как организовать процесс управления лицензиями и поставщиками, как развивать ИТ-систему, поделюсь своим мнением в следующей публикации.

Источник: Хабрахабр


Что почитать по теме:
Управление ИТ-активами: как мифы влияют на проекты
Внедрение ITAM-решений: как избавиться от мифов