Вы успешно подписались на блог Naumen
Статьи доступны к чтению
Добро пожаловать! Регистрация прошла успешно.
Отлично! Ваш аккаунт активирован, контент доступен.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Как внедрить чат-бота, чтобы принести пользу поддержке и клиентам

Как внедрить чат-бота, чтобы принести пользу поддержке и клиентам

7 минут чтения

Кажется, что сотрудникам службы поддержки конкурировать с чат-ботами всё сложнее. Виртуальные помощники могут обработать больше заявок, быстрее собрать информацию, они меньше ошибаются, не болеют и не ходят в отпуск.

Эффект огромного отставания человека от искусственного интеллекта подогревается с разных сторон. Эксперты предрекают, что часть профессий уже сегодня становится неактуальной, нейросети постоянно дообучаются и удивляют своими результатами, а решения на базе ИИ активно интегрируются в повседневную жизнь.

Но вместо споров, кто выиграет человек или «машина», лучше ответить на другие вопросы. Нужно ли саппорту на самом деле внедрять чат-ботов в свою работу? Стоит ли инвестировать в ИИ? И если да, что потребуется учесть, и главное — как не навредить таким проектом клиентскому сервису?

Для чего внедрять ИИ в службу поддержки

ИИ помогает справляться с большим потоком обращений, берет на себя рутинные задачи, но не заменяет операторов и инженеров поддержки полностью. Сложные задачи пока остаются за человеком. Кроме того, часть задач можно закрыть возможностями базовой сервисной автоматизации. Как же разграничить зоны ответственности между технологиями и людьми, чтобы эффективнее распределить нагрузку?

Задача Что поможет справитьсяПочему
Маршрутизация запросов Автоматизация процессовС помощью автоматизации можно по категории обращения направить заявку сразу нужной команде или сотруднику. Это позволит инженерам поддержки не тратить время на первоначальное чтение обращения и выбор ответственных.
Подведение итогов общения с клиентом ИИ + автоматизация процессов Бот может обобщить все цепочки коммуникации с клиентом в емкий формат, чтобы оператор быстрее погрузился в контекст и изучил только самую важную информацию.
Быстрое решение простых вопросов ИИ Боты отлично справляются с простыми запросами по заданным сценариям и скриптам, сокращая нагрузку на службы поддержки.
Разрешение нетиповых вопросов ИИ + человек В более сложных запросах обученный бот сумеет разобраться, когда пора передать разговор представителю службы поддержки. Но до этого уточнит все недостающие данные, чтобы оператор сразу приступил к решению задачи.
Обработка эмоционально сложных запросов Человек В этом сегменте обращений люди по-прежнему пока незаменимы, т.к. специалисты поддержки могут проявить эмпатию, быстро поменять скрипт диалога или даже пошутить. Боты в таких задачах еще уступают, но их этому можно научить.

Что нужно учесть при внедрении ИИ

Разберем подробнее, какие вопросы стоит задать перед тем, как внедрять роботизированных помощников в процессы сервисного обслуживания.

1. Проанализировать, с какими запросами работает служба поддержки

Прежде всего необходимо исследовать поток обращений, который разбирает поддержка. Это поможет определиться с объемом работ и понять, целесообразно ли подключать для этого интеллектуального чат-бота и какие возможности ему нужны. Лучше проанализировать по трем направлениям.

Общая нагрузка. Внедрение технологий на основе ИИ потребует затрат, которые окупятся при больших масштабах обращений. Если в поддержку приходят 20 запросов в день и команда справляется, то внедрение ИИ скорее всего не оправдает себя. А если поддержка разбирает тысячи обращений, то передача даже 30% типовых вопросов поможет ощутимо снизить нагрузку на сервисных специалистов.

Оценка сложности вопросов. Если в поддержку часто обращаются пользователи с повторяющимися вопросами, которые легко решить по инструкции, их можно передать интеллектуальному чат-боту. Однако, сложные запросы лучше оставить специалистам. Для оптимального клиентского опыта можно выстроить такой процесс, где ИИ будет анализировать вопрос, подбирать ответ из базы знаний, а если он не находит ответ, то подключать человека.

Каналы подачи. Здесь важно, каким образом клиенты связываются с поддержкой. В компании могут использоваться разные каналы, например, телефон, почта, чаты, портал самообслуживания. Необходимо предусмотреть, чтобы бот мог обрабатывать запросы из всех источников и предоставлять обслуживание по единым правилам вне зависимости от канала подачи. Так, если клиенты чаще звонят в поддержку, то нужно сочетание технологий, чтобы сначала перевести голос в текст, найти ответ и затем озвучить его.

2. Оценить, сколько времени потребуется на настройку чат-бота

Обычно чат-боты обучаются на данных компании, поэтому для внедрения такой технологии необходимо время для сбора примеров, изучения и аналитики результатов работы. Потребуется дополнительно обучить операторов поддержки и погрузить их в новые процессы. Если поддержка уже перегружена и не справляется с потоком обращений, следует подготовиться к тому, что трудозатраты временно увеличатся.

Также нужно оценить, какие ресурсы привлечь, чтобы запустить чат-бота: кого выделить под эту задачу из команды и на какой срок? Если свободного времени на обучение команды нет, то возможно следует рассмотреть комплексные платформенные решения, которые будут встраиваться в существующую систему работы с заявками и не потребуют долгого переобучения. Чем раньше робот сможет влиться в процессы команды, тем раньше получится увидеть реальные результаты и окупить свои инвестиции.

3. Убедиться в соблюдении требований к конфиденциальности и безопасности данных

Чат-боты на основе генеративного ИИ обычно формулируют ответы на вопросы клиентов с помощью больших языковых моделей (Large Language Model, LLM). Например, GPT-4, Claude, Bard. Это значит, что информация клиентов обрабатывается сторонними моделями и может храниться на их стороне в течение определенного периода времени.

Чтобы гарантировать клиентам безопасность данных, важно понимать, на основе каких технологий работает чат-бот и как они регулируются. Например, у разработчика ПО может быть заключено соглашение с разработчиком LLM, которое закрепляет, что данные клиентов не хранятся.

При применении LLM нельзя обойти вопрос и контроля доступа к данным. Так, лучше заранее смоделировать различные сценарии работы с выбранной языковой моделью. Это позволит в дальнейшем исключить риск несанкционированного доступа пользователей через бота к конфиденциальной информации.

4. Выяснить, как чат-бот будет интегрирован в текущие процессы

Если компания задумывается над внедрением чат-бота, зачастую базовая автоматизация сервисного обслуживания уже есть. Внедрение новых технологий изменит установленные процессы. Оптимально, если эти изменения будут минимальными и бот встроится в существующую систему. Например, через механизмы интеграции.

Кроме того, внедрение ИИ — хороший момент для команды, чтобы перевести сервисные процессы на новую платформу с более развитым технологическим стеком. Потому что такое решение упростит задачу интеллектуальной автоматизации.

5. Определиться со сценарием общения для чат-бота

На старте применения ИИ в сервисном обслуживании технологии были далеки от идеальных, поэтому клиенты не ожидали от общения с роботизированными помощниками многого.

Сейчас технологии обработки естественного языка упрощают взаимодействие с чат-ботами, они учатся все лучше понимать человеческую речь и подстраиваться под диалог. ИИ может не просто подобрать ответ, а сгенерировать его на основе имеющихся сведений так, как это сделал бы человек.

Некоторые чат-боты уже умеют правильно задавать уточняющие вопросы, чтобы собрать все необходимые сведения для более детального ответа или подключить к решению наиболее подходящего специалиста поддержки тогда, когда это действительно необходимо.

6. Сохранить доверие клиентов

Кроме технических аспектов во внедрении чат-ботов есть и человеческий фактор. В прошлом у клиентов мог быть негативный опыт взаимодействия с примитивными ботами, у которых не получилось помочь здесь и сейчас. Как же изменить настороженное отношение к ИИ, чтобы сделать общение удобным?

Гибкость коммуникации. Важно, чтобы у пользователей был простой способ «дотянуться» до оператора-человека. Если клиент понимает, что в любой ситуации у него остается возможность обсудить вопрос с человеком, то он с большей вероятностью будет готов получить сервис и от роботизированного помощника.

Точность ответов и понятный язык. Если бот понимает, что хочет клиент и дает качественные ответы на естественном человеческом языке, то со временем решение обращений станет проще доверять ИИ и даже не замечать, что ведешь диалог не с специалистом поддержки.

7. Сформулировать ключевые показатели эффективности внедрения чат-бота

Перед внедрением любой технологии важно определиться, на какие показатели она повлияет. Когда часть задач поддержки возьмет на себя интеллектуальный чат-бот, привычные метрики нужно будет модернизировать.

Например, использование чат-бота в процессах поддержки может влиять на такие показатели:

  • коэффициент оперативности (FCR, First Call Resolution) — насколько быстро решается запрос клиента в ходе первого контакта с поддержкой;
  • оценка пользовательский усилий (CES, Customer Effort Score) — насколько клиенту легко получить ответ на свой запрос в целом;
  • удовлетворенность пользователей услугой (CSAT, Customer Satisfaction Score) — комплексная оценка со стороны клиента от взаимодействия с поддержкой.

Если подытожить

Чтобы внедрение роботов принесло службе поддержки пользу, начните с базовых вопросов: какие обращения целесообразнее передать ИИ, а что лучше оставить за сотрудниками. Ведь на текущий момент боты точно не смогут заменить полностью операторов поддержки, но способны забрать массив рутинных задач. Главное — определить этих пожирателей рабочего времени, выстроить процессы по-новому, а возможности ИИ и инструменты автоматизации в этом помогут.