Кажется, что сотрудникам службы поддержки конкурировать с
Эффект огромного отставания человека от искусственного интеллекта подогревается с разных сторон. Эксперты предрекают, что часть профессий уже сегодня становится неактуальной, нейросети постоянно дообучаются и удивляют своими результатами, а решения на базе ИИ активно интегрируются в повседневную жизнь.
Но вместо споров, кто выиграет человек или «машина», лучше ответить на другие вопросы. Нужно ли саппорту на самом деле внедрять
Для чего внедрять ИИ в службу поддержки
ИИ помогает справляться с большим потоком обращений, берет на себя рутинные задачи, но не заменяет операторов и инженеров поддержки полностью. Сложные задачи пока остаются за человеком. Кроме того, часть задач можно закрыть возможностями базовой сервисной автоматизации. Как же разграничить зоны ответственности между технологиями и людьми, чтобы эффективнее распределить нагрузку?
Задача | Что поможет справиться | Почему |
Маршрутизация запросов | Автоматизация процессов | С помощью автоматизации можно по категории обращения направить заявку сразу нужной команде или сотруднику. Это позволит инженерам поддержки не тратить время на первоначальное чтение обращения и выбор ответственных. |
Подведение итогов общения с клиентом | ИИ + автоматизация процессов | Бот может обобщить все цепочки коммуникации с клиентом в емкий формат, чтобы оператор быстрее погрузился в контекст и изучил только самую важную информацию. |
Быстрое решение простых вопросов | ИИ | Боты отлично справляются с простыми запросами по заданным сценариям и скриптам, сокращая нагрузку на службы поддержки. |
Разрешение нетиповых вопросов | ИИ + человек | В более сложных запросах обученный бот сумеет разобраться, когда пора передать разговор представителю службы поддержки. Но до этого уточнит все недостающие данные, чтобы оператор сразу приступил к решению задачи. |
Обработка эмоционально сложных запросов | Человек | В этом сегменте обращений люди |
Что нужно учесть при внедрении ИИ
Разберем подробнее, какие вопросы стоит задать перед тем, как внедрять роботизированных помощников в процессы сервисного обслуживания.
1. Проанализировать, с какими запросами работает служба поддержки
Прежде всего необходимо исследовать поток обращений, который разбирает поддержка. Это поможет определиться с объемом работ и понять, целесообразно ли подключать для этого интеллектуального
Общая нагрузка. Внедрение технологий на основе ИИ потребует затрат, которые окупятся при больших масштабах обращений. Если в поддержку приходят 20 запросов в день и команда справляется, то внедрение ИИ скорее всего не оправдает себя. А если поддержка разбирает тысячи обращений, то передача даже 30% типовых вопросов поможет ощутимо снизить нагрузку на сервисных специалистов.
Оценка сложности вопросов. Если в поддержку часто обращаются пользователи с повторяющимися вопросами, которые легко решить по инструкции, их можно передать интеллектуальному
Каналы подачи. Здесь важно, каким образом клиенты связываются с поддержкой. В компании могут использоваться разные каналы, например, телефон, почта, чаты, портал самообслуживания. Необходимо предусмотреть, чтобы бот мог обрабатывать запросы из всех источников и предоставлять обслуживание по единым правилам вне зависимости от канала подачи. Так, если клиенты чаще звонят в поддержку, то нужно сочетание технологий, чтобы сначала перевести голос в текст, найти ответ и затем озвучить его.
2. Оценить, сколько времени потребуется на настройку чат-бота
Обычно
Также нужно оценить, какие ресурсы привлечь, чтобы запустить
3. Убедиться в соблюдении требований к конфиденциальности и безопасности данных
Чат-боты на основе генеративного ИИ обычно формулируют ответы на вопросы клиентов с помощью больших языковых моделей (Large Language Model, LLM). Например,
Чтобы гарантировать клиентам безопасность данных, важно понимать, на основе каких технологий работает
При применении LLM нельзя обойти вопрос и контроля доступа к данным. Так, лучше заранее смоделировать различные сценарии работы с выбранной языковой моделью. Это позволит в дальнейшем исключить риск несанкционированного доступа пользователей через бота к конфиденциальной информации.
4. Выяснить, как чат-бот будет интегрирован в текущие процессы
Если компания задумывается над внедрением
Кроме того, внедрение ИИ — хороший момент для команды, чтобы перевести сервисные процессы на новую платформу с более развитым технологическим стеком. Потому что такое решение упростит задачу интеллектуальной автоматизации.
5. Определиться со сценарием общения для чат-бота
На старте применения ИИ в сервисном обслуживании технологии были далеки от идеальных, поэтому клиенты не ожидали от общения с роботизированными помощниками многого.
Сейчас технологии обработки естественного языка упрощают взаимодействие с
Некоторые
6. Сохранить доверие клиентов
Кроме технических аспектов во внедрении
Гибкость коммуникации. Важно, чтобы у пользователей был простой способ «дотянуться» до
Точность ответов и понятный язык. Если бот понимает, что хочет клиент и дает качественные ответы на естественном человеческом языке, то со временем решение обращений станет проще доверять ИИ и даже не замечать, что ведешь диалог не с специалистом поддержки.
7. Сформулировать ключевые показатели эффективности внедрения чат-бота
Перед внедрением любой технологии важно определиться, на какие показатели она повлияет. Когда часть задач поддержки возьмет на себя интеллектуальный
Например, использование
- коэффициент оперативности (FCR, First Call Resolution) — насколько быстро решается запрос клиента в ходе первого контакта с поддержкой;
- оценка пользовательский усилий (CES, Customer Effort Score) — насколько клиенту легко получить ответ на свой запрос в целом;
- удовлетворенность пользователей услугой (CSAT, Customer Satisfaction Score) — комплексная оценка со стороны клиента от взаимодействия с поддержкой.
Если подытожить
Чтобы внедрение роботов принесло службе поддержки пользу, начните с базовых вопросов: какие обращения целесообразнее передать ИИ, а что лучше оставить за сотрудниками. Ведь на текущий момент боты точно не смогут заменить полностью операторов поддержки, но способны забрать массив рутинных задач. Главное — определить этих пожирателей рабочего времени, выстроить процессы