Последняя версия методологии
Основные отличия между двумя последними версиями ITIL, о которых пойдет речь в этой статье:
- В последней версии методологии взаимодействие между поставщиками и потребителями услуг строится по модели сервисных взаимоотношений.
ITIL 4 вводит 4 аспекта управления услугами, которые можно применять на любом этапе жизненного цикла.ITIL 3 описывала 26 процессов, а четвертая версия содержит 34 практики, каждая из которых включает в себя от 2 до 4 процессов.- Управление услугами в новой редакции методологии основывается на цепочке создания ценности, тогда как в предыдущей версии основную роль играли фазы жизненного цикла услуги.
Модель сервисных взаимоотношений
Модель сервисных взаимоотношений в
Если компания предоставляет услугу пользователю, с его точки зрения она — поставщик. Но эта же организация может быть потребителем услуги другого поставщика услуг
Модель сервисных взаимоотношений лежит в основе предоставления и использования услуг в новой версии ITIL. Интересно, что продажа товаров рассматривается как частный случай предоставления услуг. Также в методологии большое внимание уделяется понятию «продукта» как инструмента, с помощью которого поставщик услуги ее оказывает.
Четыре главных аспекта управления услугами
В
- Организации и люди
- Информация и технологии
- Партнеры и поставщики
- Потоки ценности и процессы На качество услуги и степень удовлетворенности клиентов влияет то, как организована работа практик и процессов и определены потоки создания ценности.
Важно, чтобы у компании и сотрудников были общие цели. При этом компетенций людей должно быть достаточно для реализации задач организации.
Партнеры и поставщики выступают как заинтересованные стороны и влияют на создание услуги, а также ее предоставление пользователям.
Учет четырех аспектов помогает добиться целостного подхода и правильно организовать управление услугами в компании. На пересечении этих «измерений» рождается ценность продукта. Также эти аспекты лежат в основе всех практик в
Отличие практик от процессов
Последняя версия методологии вводит понятие «практик» как комплекса организационных ресурсов (люди, информация и технологии, партнеры и процессы в том числе), которые используются для выполнения определенных работ или достижения конкретных целей. Из описания процессов исключена цель процесса. Теперь это просто набор активностей, преобразующих входы в выходы.
В
- Общие методы управления: 14 практик, включая постоянное улучшение, управление информационной безопасностью, знаниями, проектами
и т. д. - 17 практик управления услугами: управление инцидентами, изменениями, проблемами,
ИТ-активами и т. д. - 3 практики технического управления: управление развертыванием, инфраструктурой и платформой, включая разработку и управление ПО.
Часть практик в методологии сохранили то же название, что и процессы в
Еще одно отличие практик от процессов — в рекомендациях по их внедрению. Разберем подробнее. В основу
Такое разделение создавало определенные ограничения и могло формировать у пользователей некорректное восприятие процессов. Чтобы избежать этого в четвертой версии, авторы методологии вынесли в отдельную книгу —
Управление услугами на основе цепочки создания ценности
Применение практик теперь основывается на цепочке создания ценности услуги. Ее смысл заключается в трансформации спроса (Demand) в продукты и услуги (Products & services) и их ценность (Value). В цепочку включены
- Планирование (Plan).
- Улучшение (Improve).
- Вовлечение (Engage).
- Проектирование и преобразование (Design & transition).
- Получение/сборка (Obtain/Build).
- Предоставление и поддержка (Deliver & support).
Цепочка создания ценности предполагает гибкое применение и возможность комбинации перечисленных активностей для предоставления продуктов и услуг клиентам. Выбранная последовательность действий формирует потоки создания ценности. Таким образом,
Цепочка создания ценности лежит в основе системы ценности услуг организации. Она описывает, как компания трансформирует спрос клиента в ценность. Система включает такие компоненты, как:
- Руководящие принципы — рекомендации, которым следует организация.
- Управление — контроль деятельности компании.
- Цепочку создания ценности — действия организации, благодаря которым ценная услуга создается и предоставляется потребителю.
- Практики — ресурсы организации для выполнения работы и достижения цели.
- Непрерывное улучшение — регулярные действия организации, которые помогают создавать продукт/услугу, соответствующие ожиданиям поставщиков, потребителей и партнеров.
Совместное создание ценности услуг
В
При определении ценности услуг для пользователей поставщик не может работать изолированно. В его интересах стремиться к комплексному взаимодействию с потребителями, позволяя им быть равноправными партнерами на пути создания качественного полноценного сервиса.
Выделяется три основных категории потребителей:
- Заказчик определяет требования к услуге.
- Пользователь применяет сервис в своей работе.
- Спонсор утверждает бюджет услуги.
В некоторых случаях один и тот же человек может играть несколько ролей.
Поставщику услуг важно понимать, какую роль выполняют потребители, и какие их ожидания может удовлетворить компания.