Последняя версия ITIL 4 привнесла множество нововведений в лучшие практики управления услугами. Теперь в методологии рассматриваются не только процессы и технологии, но и окружающие их аспекты, например, люди.
Для процессного менеджера цель — это люди, которые работают по процессу. А мечта любого менеджера — люди, которые самостоятельно организуются в команды для решения появляющихся задач. ITIL 4 пытается сделать эту мечту ближе. В статье мы разберем, о чем речь и как этого достичь.
Что говорит ITIL 4 о корпоративной культуре и командах
В ITIL 4 выделяется новый аспект «Организации и люди», который отвечает:
- за структуру и управление организацией;
- роли, обязанности и систему распределения полномочий;
- определение количества персонала и требуемых компетенций;
- коммуникации внутри команд и в организации в целом;
- корпоративную культуру.
Вот несколько цитат из методологии об этом аспекте.
Отдельное внимание в практике «Управление персоналом и талантами» (Workforce and talent management) уделяется оргструктуре компаний с самоорганизующимися командами и навыкам лидеров, которые способствуют появлению таких команд. На первый взгляд похоже на мечту любого менеджера: корпоративная
По сути этот аспект управления услугами отвечает за то, чтобы сотрудники не только эффективно выполняли свои функции, но и поддерживали корпоративные ценности, обладали необходимым уровнем компетенций, а также применяли имеющиеся навыки общения и сотрудничества в рабочих задачах.
Отличное нововведение, но что конкретно делать, пока непонятно. Обычно целый отдел в департаменте HR занимается корпоративной культурой, лидерством и коммуникациями. А еще для этого строятся процессы, ведется контроль KPI, внедряются системы автоматизации.
Когда в компании выстраивается сервисная деятельность, больше фокусируются на регламентации, стандартизации и автоматизации стандартизированного. Если в стандартизированную деятельность добавить корпоративную культуру и самоорганизующиеся команды, то как всем управлять?
ITIL 4 отвечает так: чтобы выстроенные процессы работали, придется учитывать человеческий фактор. Именно люди превращают процессы в работающие практики. Если не управлять корпоративными коммуникациями, сотрудничеством и культурой, то все это начинает управлять процессами и услугами вместо тебя.
Что же цепляет, когда видишь реально отлаженный процесс? Зачастую ощущение того, что можно положиться на другого сотрудника, сделать свой вклад и быть уверенным в совместном результате. Такой подход снимает напряжение. А люди начинают лучше работать, когда чувствуют спокойствие и понимают общий вектор той самой корпоративной культуры.
Что потребуется для реализации практики самоорганизующихся команд в сервисной поддержке
Выстроенная цепочка видится такой: удобный инструмент, логичный процесс, реалистичные цели и совместная слаженная работа множества групп сотрудников. И речь идет не о группах, ответственных за запрос на второй линии поддержки по определенной услуге, а о более общем понятии: группах, которые объединены общей целью. То, что в ITIL 4 называется организацией. Например, группа HR.
Ведь не зря в ITIL 4 появляется новая практика «Workforce and talent management», которая описывает эту область управления трудовыми ресурсами, что традиционно относят к части HR. Согласно этой практике и модели McKinsey 7-S, на которую она ссылается, важно учитывать следующие элементы.
Итак, группа должна:
- быть собрана — участникам нужно понимать, что они входят в группу;
- иметь границы — участникам необходимо знать, кто входит в группу, кто в нее не входит и какую роль в решении задач выполняет каждый участник;
- быть информирована — участники группы понимают, какие задачи перед ней стоят;
- быть мотивирована — участники группы хотят решать эти задачи;
- быть компетентна решать стоящие перед ней задачи;
- иметь лидера, который организует работу группы, обеспечит соблюдение корпоративной культуры, требуемый уровень коммуникаций и сотрудничества;
- понимать алгоритм решения стоящих перед ней задач и взаимодействия с окружающим группу пространством.
Кроме того, чтобы группа была действительно самоорганизующейся, она должна существовать в холакратии. Так называют гибридную систему управления организацией, которая концентрируется на взаимодействии множества самостоятельных самоорганизующихся групп и распределяет полномочия, принятие решений и ответственность внутри иерархии подобных групп. Такой группе придется работать, следуя корпоративным ценностям и культуре, а для самоорганизующихся групп подходит именно холакратия.
🔎 Да, звучит, как из области фантастики. Но ведь это существовало и до ITIL 4. Не могли же всё сломать самоорганизующиеся группы. Попытаемся разобраться подробнее.
Что можно найти в других концепциях в аспекте управления командами
Практика управления трудовыми ресурсами была и до методологии ITIL. Попробуем найти
Ситуационное лидерство. Концепция разработана Полом Херси (Paul Hersey) и Кеном Бланшаром (Ken Blanchard). В ее основе — выделение стилей управления людьми в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задачам.
Согласно этой модели существуют 4 стиля лидерства и 4 степени развития подчиненного.
Степень развития | Стиль лидерства | Сотрудник нуждается в четкой постановке задачи, обучении, инструкциях и контроле со стороны руководителя — лидер использует директивный стиль. | Директивный стиль — высокая ориентация на задачу и низкая на людей. Лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Способ управления — жесткая постановка целей и приказы. |
Сотрудник нуждается и в директивах руководителя, и его поддержке. Управление ведется с помощью приказов и указаний, пошаговым контролем — лидер использует наставнический стиль. | Наставнический стиль — совмещение высокой ориентированности на задачу и людей. Руководитель продолжает давать указания и следить за выполнением, но объясняет принятые решения подчиненному, предлагает высказывать свои предложения. |
Сотрудник имеет достаточно глубокие знания и хорошо развитые навыки для выполнения задачи, однако имеет низкую мотивацию — лидер мотивирует его, используя поддерживающий стиль. | Поддерживающий стиль — высокая ориентация на людей и низкая на задачу. Лидер помогает подчиненным в работе, а также участвует в решениях, но они принимаются в большей степени подчиненными. |
Сотрудник мотивирован и опытен, а потому не требует особого внимания со стороны руководителя — в этом случае эффективен делегирующий стиль. | Делегирующий стиль — низкая ориентация и на людей, и на задачу. Лидер передает полномочия, права и ответственность другим членам команды. |
🔎 Да, концепция будет полезна для определения стиля лидерства. Но она описывает взаимодействие с отдельным сотрудником, а не группой. Если подобным образом можно повлиять на команду, то на последнем уровне зрелости она функционировала бы без лидера, т.е. стала самоорганизующейся.
Групповая динамика. Теория разработана Брюсом Такменом (Bruce Tuckman). В ней описывается жизненный цикл групп. Согласно этой теории у группы есть следующие стадии развития:
- формирование;
- распределение ролей;
- нормализация;
- функционирование;
- распад.
🔎 Да, модель групповой динамики дает понимание, как образуется группа. Но она не дает ответ, как сделать группу самоорганизующейся.
Модель Кеневин. Это специальная система, которая помогает выбирать оптимальные решения, а также избегать ловушек, если применяется упрощенный подход. В основе модели лежит распределение проблем, в которых находится человек, по следующим системам:
- Простые упорядоченные системы.
Как подходим: Определяем → Задаем категорию → Отвечаем
Используем: лучшие практики, которые говорят: «Сделай это и точно получишь вот это» - Сложные упорядоченные системы.
Как подходим: Определяем → Анализируем → Отвечаем
Используем: хорошие практики, которые говорят: «Сделай это и в большинстве случаев получишь вот это» - Комплексные системы.
Как подходим: Замеряем → Определяем → Отвечаем
Используем: новейшие практики, которые работают, как правило, один раз, а в случае повторного использования требуют адаптации. - Хаотические системы.
Как подходим: Действуем → Определяем → Отвечаем
Используем: новые практики. В системах хаоса все известные практики не работают, поэтому это область рождения инновационных практик.
Если перемещаться по степени сложности от системы к системе, то можно увидеть закономерности.
Когда знания накапливаются, мы перемещаемся по часовой стрелке: берем под контроль хаос, начинаем понимать систему, а в конце стандартизуем действия и решения.
Движение против часовой стрелки — это постепенная утрата знаний. Что раньше делалось механически по инструкции, начинает сначала требовать экспертного анализа, затем исследовательских экспериментов, и если не остановится, то превратится в неуправляемый хаос.
На границе между простыми и хаотическими системами есть опасный сценарий внезапной потери контроля. О системе думают как о простой, она расписана по инструкциям, и все работает как часы. На самом деле в системе накапливаются изменения, и в какой-то момент инструкции перестают работать. В результате система сваливается в хаос.
🔎 Да, здесь уже есть готовая схема. Получается, что Кеневин описывает, какие алгоритмы и в каких ситуациях подходят. Но мало говорит про командообразование и культуру.
Как достичь синергии концепций
Ни одна концепция не рассматривает нужный нам аспект комплексно. Возникает вопрос, неужели методология ITIL 4 описывает недостижимые идеалы? А если взять полезное из каждой и объединить идеи? Например, так:
- ITIL 4 — самоорганизующиеся команды и холакратия как структура компании;
- Ситуационное лидерство — стили лидерства в зависимости от зрелости участников;
- Групповая динамика — стадии развития группы;
- Кеневин — методы управления в различных средах.
Смотрим, что получается.
Качество группы | Чем обеспечивается | Собранность. Участники должны понимать, что они — члены группы. | Принципы групповой динамики. Группа должна пройти стадию формирования. |
Наличие границ. Участники должны понимать, кто входит в группу и какую роль они выполняют в решении задач. | Принципы групповой динамики. Группа должна пройти стадии формирования и распределения ролей. |
Информированность. Участники группы должны понимать, какие задачи перед ней стоят. | Концепция ситуационного лидерства. Принцип постановки и контроля задач зависит от уровня зрелости группы. |
Мотивированность. Участники группы должны хотеть решать эти задачи. | Принципы групповой динамики. Группа должна достичь уровня зрелости, при котором она мотивирована самостоятельно решать задачи без непосредственного контроля лидера. |
Компетентность. Умение решать стоящие перед группой задачи. | Кеневин. Компетентность группы должна быть адекватна степени неопределенности ситуаций, в которых ей предстоит работать.
Принципы групповой динамики. Группа должна включать в себя экспертов, в т.ч. признавать их экспертность. |
Лидерство. Потребуется лидер, который организует работу группы, обеспечит соблюдение корпоративной культуры, необходимый уровень коммуникаций и сотрудничества. | Принципы групповой динамики. Группа должна пройти стадию формирования и признать лидера. Лидер должен получить власть в обмен на ответственность за группу. |
Осознанность. Понимание алгоритма решения стоящих перед группой задач и взаимодействия с окружающим ее пространством. | Кеневин. Работа группы должна регламентироваться согласно степени неопределенности ситуаций, в которых ей предстоит работать. |
И на этой основе сделаем выводы.
✔ Самоорганизующиеся команды появляются только при высоком уровне зрелости корпоративной культуры (реальной, а не декларируемой).
✔ Новые группы могут образоваться самостоятельно, если есть условия. Для этого сама организация (отдел, управление, компания) должна пройти все уровни зрелости.
✔ Стиль лидерства определяется зрелостью команды, поэтому сразу начать делегировать не получится.
✔ Различные среды накладывают ограничения и требования на возможные стили лидерства. Например, в простых средах демократия не нужна, это слишком энергозатратно для лидера.
Задача консенсуса четырех рассмотренных методологий выглядит труднодостижимой в начале пути. Вместе с тем всегда можно начать с простых вопросов:
- Какой характер ситуации сейчас? (по Кеневину)
- Собрана ли группа на самом деле?
- Какой стиль лидерства подходит под эту группу и ситуацию? Какова зрелость группы?
В таком случае будет гораздо легче перейти от коммуникации с конкретными специалистами к управлению группами.