Руководители проектов сталкиваются с множеством задач, которые необходимо тщательно контролировать и координировать. Нужно управлять ресурсами, сроками и качеством работ. И все это в довольно агрессивных условиях неопределенности. А цена ошибки обычно высока.
В этом контексте автоматизация процессов управления становится необходимостью. Она помогает соблюдать баланс трех ключевых параметров проекта: срока, бюджета и содержания — а также повышать производительность, снижать риски.
Рассмотрим более прицельно, как автоматизация может упростить для руководителя основные процессы управления, которые в той или иной мере присутствуют в каждом проекте.
Планирование работ
На этом этапе определяются задачи, их последовательность, сроки выполнения и ответственные. От того, насколько оптимально это сделано, зависят временные рамки всего проекта в целом.
Автоматизация позволяет:
- создать наглядную схему всей иерархии работ — Work Breakdown Structure. Общие цели проекта разбиваются на более мелкие тематические блоки и конкретные задачи разного уровня. Это позволяет выстроить пошаговый план реализации;
- настроить взаимосвязи и очередность задач. Например, параллельное начало или работа по одной начинается после завершения другой;
- назначать исполнителей по каждой задаче с учетом принятой в компании ролевой моделью и понимать, сколько сотрудников потребуется для проекта.
Такой план в системе автоматизации дает представление обо всей хронологии проекта. Он позволяет детально все зафиксировать. Не нужно держать информацию в голове — это всегда фактор риска. Если
Работа с заинтересованными сторонами
Заинтересованные стороны — это физические или юридические лица, которые могут повлиять на ход проекта: заказчики, исполнители, поставщики, партнеры, конкуренты и другие. С ними нужно выстроить эффективные коммуникации, чтобы по максимуму учесть ожидания от проекта и снизить вероятность негативной реакции на результаты. Для этого потребуется:
- Составить реестр заинтересованных сторон.
- Для каждой продумать план действий: встречи, согласования, контрольные точки и т. д., чтобы отслеживать интересы и потребности участников проекта.
- Отразить этот план в Work Breakdown Structure проекта и контролировать работу по нему.
Автоматизация позволяет:
- корректно интегрировать план работы с заинтересованными лицами в Work Breakdown Structure;
- видеть актуальный этап взаимоотношений с заинтересованным лицом в контексте общего прогресса по проекту.
Объединение планов по разным направлениям работы в одном пространстве поможет избежать накладок по срокам. Например, с партнером есть договоренность проводить промежуточный контроль по задаче. Если он ошибочно запланирован на первые дни работы по ней, то на схеме проекта эта накладка сразу будет заметна.
Планирование и контроль затрат
Управление стоимостью проекта включает планирование бюджета и контроль затрат. Вместе эти процессы обеспечивают реализацию проекта в рамках согласованной сметы. Если разбить их на более мелкие шаги, то получится такой план:
- Определить все статьи расходов: аренда серверов, трудозатраты проектной команды, командировки, услуги сторонних организаций и многие другие.
- Заложить затраты по каждой статье расходов.
- Отслеживать фактические затраты, сопоставлять их с запланированными, при необходимости перераспределять бюджет.
Автоматизация позволяет:
- мониторить финансовую ситуацию по проекту в режиме реального времени;
- в любой момент видеть актуальный
план-факт затрат; - понимать, по каким статьям фактические расходы разошлись с плановыми;
- оперативно анализировать отклонения от плана и корректировать ситуацию.
Автоматизация поможет создать точный и обоснованный бюджет проекта, который станет базой для дальнейшего контроля затрат. Руководителю проекта не придется периодически запрашивать актуальную информацию по расходам у ответственных лиц. Он может просто и быстро контролировать показатели в системе автоматизации.
Управление рисками
Риски — это неопределенные события, которые могут повлиять на ход и результаты проекта. Работа с ними нацелена на то, чтобы избежать этого или свести к минимуму возможные последствия. Минимальный план выглядит так:
- Идентифицировать риски.
- Для каждого продумать меры по предотвращению и составить график реализации.
- Продумать мероприятия по снижению последствий каждого риска, если его не удастся избежать.
Автоматизация позволяет:
- корректно интегрировать план управления рисками в Work Breakdown Structure;
- видеть актуальный этап работы с каждым риском в контексте общего прогресса по проекту;
- отслеживать текущий статус риска и в зависимости от него регулярно пересматривать его вероятность, последствия и мероприятия по предотвращению и снижению последствий.
Можно увидеть весь список рисков по проекту, по каждому посмотреть статус, запланированную и сделанную работу, анализировать динамику изменений. И все это в пару кликов.
Эффекты от автоматизации для руководителя проекта
Проекты бывают очень разными. Они отличаются сферами деятельности, числом задач и участников, сроками и бюджетами. В зависимости от всех этих факторов результаты автоматизации проектного управления также будут варьироваться. При этом можно выделить базовые преимущества для руководителей любых проектов:
- экономия времени за счет автоматизации рутинных задач, таких как составление расписаний, отслеживание прогресса, создание отчетов и др. Высвобождается время для более важных задач;
- качественный контроль работ за счет доступа к информации о прогрессе любой задачи;
- оперативность решений за счет доступа к актуальным точным данным и аналитике по любому аспекту проекта;
- улучшение координации и коммуникации за счет единого информационного пространства для заинтересованных в проекте;
- улучшение контроля расходов и ресурсов за счет возможности точно отслеживать затраты, сопоставлять фактические показатели с плановыми, анализировать и оптимизировать ресурсы;
- повышенная адаптивность за счет возможности оперативно корректировать планы, графики, ресурсы и сроки;
- улучшение отчетности и аудита за счет доступа в любой момент к результатам, данным, показателям и параметрам проекта.
В заключение
Автоматизация процессов управления проектами — это уже необходимость для их успешной реализации. Специализированные системы открывает множество возможностей: точно планировать работы, ресурсы и бюджеты, видеть актуальный статус проекта, снизить ошибки, улучшить коммуникации.
Это не только удобные инструменты для управления проектом, но и ряд стратегических эффектов: экономия времени, увеличение эффективности управления ресурсами, быстрая адаптация к изменениям, централизованное хранение данных, повышение качества отчетов и соблюдение требований аудита.
Автоматизация требует изначальных инвестиций, но окупается за счет снижения трудозатрат проектной команды, выбора оптимальных с точки зрения бюджета решений, снижения рисков не уложиться в срок и получить штрафы от заказчика.
Грамотное использование возможностей автоматизации является конкурентным преимуществом проектной команды и организации.