«Цифровая трансформация» достаточно емкий термин, который включает и «Data Science», и «Искусственный интеллект», и «Большие данные», и «Интернет вещей», и многое другое. Термин, который помогает эффективно продвигать достаточно большой спектр идей и технологических решений. Что бы ни говорили продающие эксперты, это всего лишь термин, который необходим для реализации тех инструментов и технологий, которые действительно могут не только окупить вложения в «цифровую трансформацию», но создать дополнительную прибыль. Можно сказать, что все, кто употребляют данные термины, делятся на тех, для кого данные слова подразумевают знание и применение на практике соответствующих технологий и алгоритмов, и тех, для кого эти слова подразумевают знакомство с законами современного финансового рынка. Одни нацелены на то, чтобы эффективно инвестировать финансовые и трудовые ресурсы, другие — на создание новых продуктов и решений с применением последних разработок в области машинного обучения и высокопроизводительных вычислений.
В современном финансовом мире одной из задач бизнеса является эффективное декларирование емких терминов для привлечения инвестиций, за которыми могут стоять реальные цели, отличающиеся от лозунгов. Наиболее ярким примером разницы между декларируемым и реальным является создание спутникового интернета. Декларируемой задачей являются полеты на Марс, и в новостях при каждом удачном запуске ракет от Blue Origin или SpaceX можно услышать комментарий на тему реализации возможностей полетов на Марс. При этом реальной и не менее революционной задачей является построение стабильной, масштабной сети спутникового интернета. Такие декларируемые задачи, как правило, забываются, когда решены те реальные задачи, на которые привлекались инвестиции, и на смену им приходят новые термины и лозунги, не забываются лишь идеи.

Self-driving cars: маркетинг и реальность
Беспилотный автомобиль вслед за умными колонками и голосовыми помощниками стал одним из символов внедрения ИИ в повседневную жизнь. В прошлом году на Yet another Conference проводился

Таким образом, для РФ не менее чем беспилотные автомобили актуальны автопилотируемые поезда. В апреле 2017 «РЖД», вдохновленные запуском маневрового автопилота, заявили разработку беспилотного поезда к 2019 году. Однако оказалось, что для разработки подобной системы, по словам специалистов, нет достаточно точной информации о местоположении объекта из систем спутниковой навигаци. Решение данной проблемы нашли в применении «системы технического зрения», с помощью которой «во время движения поезда координаты уточняются путем измерения дальности до ближайшего стрелочного перевода, находящегося в пределах видимости на линии следования». О дальнейших успехах проекта беспилотных поездов в России не слышно. В Австралии, Германии и Франции также осуществляются подобные программы. В Австралии, например, уже есть результаты, а во Франции результаты обещают к 2023 году. Но в Австралии система железных дорог лишь частично находится в государственной собственности, что обеспечивает хоть и небольшую, но конкуренцию, а во Франции на прототип беспилотного поезда выделили 66 миллионов долларов, что на порядок больше, чем в России, где на проект беспилотного поезда было выделено 318 миллионов рублей. Важно, чтобы декларируемые цели учитывали не только прибыльность, но и сложность реальных задач.
Драйверы цифровой трансформации
Термин «цифровая трансформация» для многих российских предприятий подразумевает не только внедрение RPA и прескриптивных аналитических систем, но и достаточно простые, но сложные с точки зрения бизнеса, интеграционные решения по хранению и обработке данных. Цифровая трансформация является достаточно сложным процессом, в ходе которого изменениям подвергаются не только технологические процессы, но также
Основные причины, которые, несмотря на высокие риски, двигают компании в направлении цифровой трансформации, согласно опросу IDC:
- повышение производительности, которое отметили в качестве драйвера 37% опрошенных руководителей;
- конкуренция — 31% опрошенных.
Конкуренция в качестве драйвера подразумевает страх быть последними в очереди на цифровую трансформацию. Зачастую этот страх парализует действия по эффективному внедрению нововведений, поскольку ощущение срочности преобразований не дает бизнесу выработать стратегию по внедрению изменений, а в случае больших корпораций речь идет о невозможности выработать единую стратегию в рамках одной корпорации. В результате, страх потерять конкурентное преимущество, являясь одним из основных драйверов, толкает компании к недостаточно продуманным действиям в области цифровой трансформации, увеличивая риски от малоэффективного декларативного внедрения новых инструментов без измерения реальных показателей отдачи от цифровой трансформации, а сам термин «цифровая трансформация» превращает в модный набор слов. Вместе с тем, компании, которые встают на путь изменений и начинают внедрять различные системы ИИ, основанные на системах машинного обучения, интегрировать и хранить данные со всех цепочек бизнес- и технологических процессов, вынужденно упорядочивают многие процессы внутри компании, делая всю систему принятия решений более детерминированной, что открывает перспективы для внедрения еще большего числа решений в сфере, которую сейчас называют «цифровой трансформацией». Таким образом, «цифровая трансформация» для одного бизнеса останется всего лишь модным словом, а для других станет перспективой внедрения решений из новых сфер автоматизации процессов и технологий, которым еще не придумано емкое название.
