Универсальной последовательности этапов внедрения ITAM не существует. Но выделяется костяк, который может подойти большинству компаний. Не вошедшие в «скелет» проекта процессы становятся индивидуальными особенностями реализации.
В предыдущей публикации я делился опытом:
- с чего лучше начать внедрение
ITAM-решений ; - на что опереться при выборе модели управления
ИТ-активами ; - в чем особенности базовых этапов внедрения.
В этой статье хочу продолжить тему и рассказать:
- как построить
ресурсно-сервисную иресурсно-финансовую модели учетаИТ-активов ; - какова специфика управления лицензиями и поставщиками;
- каковы точки роста.
Какие части включает управление ИТ-активами
Сумму компонентов, из которых состоит
- соглашения;
- лицензии;
- оборудование;
- нематериальные активы.
С.Л.О.Н.а делю на крупные части:
- идентификация и отслеживание изменений по
ИТ-активам ; - планирование закупок и списания
ИТ-активов ; - построение
ресурсно-сервисной иресурсно-финансовой моделей учетаИТ-активов ; - управление лицензиями и поставщиками.
Специфика первых двух частей проанализирована в предыдущей статье. Сегодня через призму цели → шаги → результаты рассмотрю оставшиеся.
Построение ресурсно-сервисной и ресурсно-финансовой моделей учета ИТ-активов
Чего хотим достичь:
- Получить информацию о целях использования
ИТ-активов (работу какой Услуги они поддерживают). - Собрать информацию о стоимости владения
ИТ-активом и себестоимости предоставления Услуг. - Разработать механизмы планирования затрат в рамках бюджетных статей.
Какие шаги выполняем:
- Загружаем информацию по договорам, затратам, амортизации и остаточной стоимости
ИТ-активов из бухгалтерских систем (связываем через Основное средство). - Вносим информацию о связях между
ИТ-активами , тем самым формируемресурсно-сервисную модель. - Используем связи
ресурсно-сервисной модели и информацию из бухгалтерских систем, чтобы сформировать финансовую модель распределения затрат поИТ-активам . - Планируем бюджет на ИТ.
Итогом контроля целей использования
- Снижение холостой работы
ИТ-активов . - Контроль критичных
ИТ-активов . - Улучшение утилизации активов.
Как следствие оптимизации расходов на ИТ:
- Выделение дорогих услуг, направлений деятельности и операций.
- Принятие решение об аутсорсинге.
- Улучшение планирования бюджета.
- Контроль исполнения бюджета.
Управление лицензиями и поставщиками ИТ-активов
Следующим важным этапом является работа с поставщиками
Вновь определяем цели:
- Оптимизировать затраты на лицензии.
- Организовать процесс контроля за поставщиками.
Что делаем:
- Собираем данные по лицензиям.
- Формируем лицензионную модель.
- Унифицируем правила взаимодействия с поставщиками.
- Проводим категоризацию и измерение качества сотрудничества с поставщиками.
Следствием оптимизации затрат на лицензии будут являться:
- Консолидация лицензий, поиск более выгодных схем лицензирования.
- Сокращение количества лицензируемых продуктов, их унификация.
- Улучшение условий лицензирования за счет консолидации информации.
- Повышение утилизации лицензий.
При организации контроля за поставщиками получаем:
- Измеримость и прозрачность процессов работы с поставщиками.
- Экономию затрат за счет консолидации и стандартизации.
- Упрощение операций по взаимодействию с поставщиками.
- Оперирование договором как самостоятельным активом.
Как развивать систему управления ИТ-активами
Когда крупные части С.Л.О.Н.а внедрены и автоматизированы, можно задуматься над развитием
К точкам роста отношу:
- Разработка политик — от требований к поставщикам к внутренним требованиям. Поддержка и развитие корпоративных стандартов по
ИТ-активам . - Использование
ИТ-активов в проектной деятельности — услуги, инсталляции, лицензии. - Управление знаниями в
ИТ-активах — база статей с типовыми решениями инцидентов и запросов на обслуживание, документация, инструкции, F.A.Q.
В итоге получаем многокомпонентную картину собранных воедино и взаимосвязанных частей
Что в итоге
Собственная практика внедрения
- Процесс управления
ИТ-активами имеет многокомпонентный характер. - С.Л.О.Н.а можно «съесть», но не целиком за один подход.
- Уже на старте внедрения необходимо определить, к каким целям стремимся и какие шаги выполняем на каждом из этапов.
- Всегда есть точки роста, т.к. ITAM не ограничивается только сбором информации об
ИТ-активах и отслеживанием их изменений.
Ищете решение, которое поможет контролировать все