Еще недавно в сегменте инструментов для управления проектами наблюдалась высокая конкуренция среди разработчиков. Вхождение в эту нишу казалось рискованной авантюрой. На рынке десятки концепций, сотни иностранных и отечественных решений.
Сегодня ситуация кардинально меняется. Список зарубежных поставщиков ПО, которые приостановили деятельность в России или планируют это сделать, продолжает пополняться. А среди тех, кто «как бы не ушел», растет доля таких, чью подписку продлить уже не получится.
Подобные ограничения для компаний, которые используют зарубежный софт в управлении проектами, равносильны катастрофе. Ведь бизнес рискует не получить дальнейшие обновления, техподдержку либо вовсе потерять свои наработки и доступ к накопленным данным. Самый надежный способ избежать потенциальных ограничений или блокировок — заранее перенести привычные процессы управления проектной деятельностью из прежнего инструмента в аналогичный российский сервис.
С одной стороны, законодательные инициативы в аспекте перехода на отечественный софт помогают российским вендорам, с другой — ничуть не смягчают драматичность поиска нового ПО для заказчиков. Выбор для компаний осложняется тем, что в общем потоке предлагаемых продуктов необходимо распознать тот инструмент, который обеспечит реализацию ранее намеченных планов и гарантирует стабильное развитие бизнеса.
А есть ли замена? Что учесть
В России есть узкоспециализированные и комплексные решения управления проектами. При этом только часть из них может успешно заменить западные аналоги и предложить более широкие возможности. Конечно, в каждом из таких решений своя специфика и ограничения, что важно учесть еще на этапе выбора подходящего для миграции инструмента. Вот те ключевые моменты, на которые потребуется обратить внимание бизнесу:
- Импортонезависимость — какой технологический стек в основе, насколько софт действительно российский, ведь что только не подают под этим «соусом».
- Функциональность продукта — уже в базовой конфигурации продукт должен перекрывать потребности заказчика, т.к. часть функций потенциально выступает базисом для дальнейшего развития системы.
- Скорость миграции — должна обеспечиваться возможность импорта данных из прежнего сервиса. Нужно бережно «перенести на руках» то, что накоплено в предшествующие периоды работы, и не потерять в дороге самое ценное.
- Известность вендора на рынке — проектный опыт и экспертиза поставщика ПО, надежность техподдержки, реализованные кейсы импортозамещения, а также наличие линейки других продуктов, что в перспективе позволит расширить охват автоматизации на смежные области оцифровки
бизнес-процессов .
Помимо этого, российские системы управления проектами необходимо детально оценить по таким критериям, как технические возможности, соответствие требованиям информационной безопасности (ИБ), совокупной стоимости владения.
К техническим возможностям относятся вопросы, из чего состоит архитектура, какие есть готовые интеграции со сторонними сервисами, доступно ли создание скриптовых модулей, как реализован уровень поддержки (SLA).
В части требований к ИБ — это логирование, взаимодействие с другими системами, механизмы разграничения ролей и прав, защита данных.
Совокупная стоимость владения анализируется в аспекте затрат на внедрение, техподдержку и развитие. Важно понимать, что включено в стоимость продукта изначально, а что скрыто, но впоследствии неизбежно станет дополнительными расходами для компании.
![](https://blog.naumen.ru/content/images/2022/06/ruler_choice_product.png)
Управление проектами от NAUMEN
К числу российских продуктов, которые могут заменить иностранное ПО в сегменте управления проектами, относится Naumen Project Ruler. Это комплексная система позволяет объединить проектный и процессный подход в единой среде и уже на старте закрыть большинство потребностей заказчика.
Какие основные возможности предоставляет Naumen Project Ruler:
- инструменты для планирования и управления (диаграмма Ганта,
Канбан-доски ) - распределение ресурсов между проектами с учетом их приоритизации и загрузки персонала
- уведомления и действия по событиям для понимания актуальных статусов по работам
- оценка степени влияния отклонений на выполнение проектных работ и рентабельности проектов
- инструменты аналитики в виде различных отчетов и дашбордов
- встроенные приложения и модули
- средства интеграции с внешними информационными системами
- доработки и настройки силами внутренних
ИТ-специалистов заказчика
Для тех компаний, где санкционные риски наиболее критичны, отдельным преимуществом решения NAUMEN станет тот факт, что продукт полностью соответствует требованиям импортозамещения, т.к. является отечественной разработкой.
![](https://blog.naumen.ru/content/images/2022/06/ruler_product_vendor.png)
Вместо выводов
То, что западные игроки приостанавливают деятельность в России для рынка систем управления проектами — не фатальная неизбежность, а скорее трамплин для нового витка развития. Безусловно, среди российских продуктов есть те, которые не уступают по основным характеристикам, и, более того, имеют в своем арсенале то, чего нет у зарубежных аналогов.
Вместе с тем лучше подойти к выбору импортозамещающего решения комплексно и оценить его возможности с разных сторон — от стека технологий, базовых функций, затрат на внедрение до проектного опыта поставщика ПО и успешно реализованных кейсов миграции.