Цифровая трансформация стала ключевой стратегией для многих компаний. Уход зарубежных вендоров и прекращение поддержки уже внедренных систем вынуждает руководителей ИТ пересматривать приоритеты автоматизации. В новых проектах фокус смещается в первую очередь на сохранение уже достигнутого уровня цифровой зрелости. В то же время со стороны бизнеса сохраняется основной запрос к цифровизации: повышать эффективность процессов, снижать издержки и увеличивать выручку. Какие процессы автоматизировать, чтобы укрепить «цифровой фундамент» и повысить устойчивость бизнеса, разбираем в статье.
Какие процессы автоматизировать
Деятельность любых подразделений в компании можно улучшить с помощью цифровых технологий. Специальные
Еще несколько лет назад часть процессов сложно было автоматизировать. Это области, в которых предполагается живое взаимодействие с человеком: собеседование, общение с клиентом, управление компанией. Сегодня технологии позволяют оцифровать и эти процессы:
- Искусственный интеллект умеет проводить первичный отбор резюме на основе преднастроенных параметров.
- Анализ данных, которые накапливаются в системе автоматизации, позволяет руководителям разных уровней принимать взвешенные управленческие решения.
- Общение с клиентами тоже можно автоматизировать практически полностью и интегрировать в процесс поддержки
чат-бота или голосового робота.
Вместе с тем важно отметить, что какие бы средства автоматизации не применялись, должна существовать возможность подключить в процесс человека. Например, голосовой робот должен уметь переключать коммуникацию на оператора, если
Универсальные критерии, стоит ли автоматизировать ту или иную операцию, выделить трудно. Всегда нужно оценивать ситуацию в контексте и опираться на экономическую целесообразность: сравнить стоимость внедрения цифрового решения и затраты на ручное выполнение процесса.
Представим, в компании регистрацией документов занимается секретарь. Количество контрагентов растет, и один сотрудник уже не справляется с потоком корреспонденции. В таком случае руководитель будет принимать решение: автоматизировать процесс или расширить штат. Если опираться только на бюджет, он может сравнить, например, стоимость подписки на облачный сервис электронного документооборота и зарплату нового сотрудника. Если автоматизация позволит сэкономить, тогда рациональнее ее провести. Это решения, которые принимает любая организация: на что потратить деньги, что принесет прибыль и обеспечит рентабельность инвестиций.
Разумеется, экономия бюджета — это далеко не единственный эффект от внедрения информационных систем. Благодаря автоматизации процессы проще контролировать и уменьшаются риски
Как обеспечить эффективность автоматизации процессов
Если на старте проекта в компании есть понимание целей и последовательный план, то внедрение с большой вероятностью пройдет успешно. К сожалению, значительная часть
Автоматизировать цельные зоны
Как показывает практика, автоматизировать все и сразу не получится. Будет огромный проект, которым сложно управлять. Чтобы любая система принесла результат, желательно подходить к внедрению цельными, атомарными зонами. Например, взять область внутренних сервисов и оцифровать ее в рамках одного проекта. Дальше можно перейти к следующей зоне и новому проекту. Такая поступательная автоматизация поможет сотрудникам проще адаптироваться к изменениям.
Оптимизировать процессы, а не автоматизировать хаос
Во многих компаниях распространен подход «автоматизировать как есть». Существует процесс, который выполняется определенным образом, и никто не понимает, эффективен ли он, потому что нет метрик. Думают так: «Раз это работает, давайте все затащим в систему, и будет хорошо».
Итоги такого проекта часто можно описать выражением «если автоматизировать хаос, то получится автоматизированный хаос». Чтобы перевод процесса в новую цифровую среду способствовал достижению результатов для бизнеса, важно провести реинжиниринг. Проанализировать текущий порядок организации работ и оптимизировать, создать точки взаимодействия с соседними процессами через потоки данных.
В проектах импортозамещения
Проводить организационные изменения
Зачастую при автоматизации процессов большее внимание уделяется технической составляющей, настройке системы. Руководители проектов забывают, что решить организационную проблему техническими методами практически никогда не получится.
ИТ-система — это в первую очередь инструмент, который призван упростить работу сотрудников. Если они не видят ценности в новом порядке, проект не будет успешным. Поэтому параллельно с внедрением технических решений должны следовать и организационные изменения. Выстраивание сквозных процессов способствует формированию атмосферы доверия и сплочения, потому что каждый человек видит свой вклад в общий результат. В таких условиях сотрудники охотнее берут на себя ответственность, и корпоративная культура может сместиться в сторону самоорганизующихся команд.
Можно ли измерить эффективность проекта
Чтобы оценить, есть ли после
Когда компания уже внедрила цифровые решения, появляется объективная статистика. Эти данные можно использовать для развития системы, потому что накопленная информация о процессе поможет выявить закономерности и найти узкие места. Например, если служба поддержки автоматизировала обработку обращений, можно проанализировать изменения клиентского опыта, оценить, выросла ли удовлетворенность и найти факторы, которые на нее повлияли.
Сегодня многие компании корректируют планы на цифровую трансформацию. Выбор наиболее приоритетных областей позволяет перейти от лоскутной автоматизации к комплексным решениям, что в свою очередь помогает непрерывно улучшать бизнес-процессы.