Методология ITIL 4 изменила взгляд на
Цифровая трансформация управления ИТ
Человеческая мысль на протяжении тысячелетий обгоняла технологии. Эволюционируют взгляды, развиваются процессы, появляются новые методологии: Agile, SAFe, Lean, ITIL v.4 и другие. Но далеко не всегда за идеями успевают технологии.
В части управления ИТ современные «цифровые» подходы используются относительно недавно и очень ограниченно. Первый шаг к тому, чтобы это преодолеть, — объединение в ITIL 4 стратегий цифровой трансформации и развития ИТ. Рассмотрим, из чего складывается стратегическое управление в ИТ, чтобы понять, что изменится.
Из чего складывается стратегическое управление в ИТ
Бизнес-стратегия в ИТ имеет определенную структуру:
- Бизнес-стратегия компании.
- Стратегия, объединяющая вопросы ИТ и цифровой трансформации.
- Процессная архитектура ИТ, включающая в себя методологию управления проектами и разработкой.
- Информационная архитектура и архитектура данных, процессы управления требованиями и инфраструктурой.
- Технологические активы и внешние ресурсы (к примеру, ресурсы подрядчиков и облачных сервисов).
Если представить эту структуру в виде управленческих уровней, получим следующую схему.
Под верхним стратегическим уровнем скрываются несколько этажей: от общего стратегического управления к частным техническим решениям. Нижние «кубики» — это сотрудники и техническая инфраструктура компании. Раньше роль этого «этажа» воспринималась ограниченно и сводилась к обеспечению работы отдельных процессов, однако ITIL 4 учит нас тому, что сквозная доставка ценности связывает все уровни и обеспечивается совокупностью технологий, людей, процессов и данных. Эта идея, а также проектный опыт NAUMEN позволили создать «Концепцию 360» в ИТ.
Что такое «Концепция 360» в ИТ
В маркетинге термин «360 view» используется очень давно и означает сквозной взгляд на клиента: его потребности, коммуникации с ним, историю продаж, взаимодействия и т.д. Применительно к ИТ эта концепция позволяет сформировать централизованное видение всех
В центре концепции —
Однако для достижения этих целей уже недостаточно возможностей привычных инструментов Service Desk. Нужны инновации в управлении.
Как выстроить централизованный взгляд на ИТ с помощью «Концепции 360»
Сквозной взгляд на ИТ означает, что при управлении и оценке процессов в расчет принимаются все задействованные компоненты.
Попробуем взглянуть на иерархию управления ИТ в типичной организации. Каждый уровень опирается на информацию, поставляемую нижележащими процессами и системами, а сам, в свою очередь, предоставляет ее вышестоящим. Таким образом, из разрозненных «сырых» данных об инфраструктуре, сервисах и активах собирается целостное видение, используемое для планирования стратегического развития как
Информационный или коммуникационный разрыв на любом уровне приводит как минимум к снижению эффективности, а как максимум — к инцидентам и недостижению целевых показателей всей организации.
Для того чтобы эта цепочка работала, необходимо последовательно снизу вверх выстроить управляющие процессы и информационные потоки. Самым нижним слоем, как правило, является управление технологическими активами, включая:
- автообнаружение объектов и конфигураций (
auto-discovering ); - мониторинг технологических параметров конфигурационных единиц;
- сбор данных о мощностях и их использовании в реальном времени;
- системы инвентаризации и учета;
- предиктивную аналитику.
На следующем уровне подключаются внешние ресурсы: управление мощностями
- учет и управление договорами и SLA;
- единый центр управления и поддержки;
- контроль фактического потребления ресурсов и выполнения задач;
- автоматическое управление и получение ресурсов «on demand».
Затем мы можем перейти к организации информационной архитектуры и архитектуры данных (Data Governance), а также к управлению требованиями и инфраструктурой. Важно выстроить следующие процессы:
- непрерывную доставку ценности с помощью DevOps;
- управление инфраструктурой по принципу
data-driven за счет применения зонтичных мониторинговых систем, методологий AIOps; - построение
ресурсно-сервисных исервисно-финансовых моделей; - сбор и управление требованиями;
- прогнозирование потребности в ресурсах и планирование развития
ИТ-услуг ; - управление активами и контрактами.
Ну и в качестве «вишенки на торте» — процессная архитектура ИТ, управление проектами и разработкой. В этой области важно обеспечить:
- самообслуживание пользователей и интеллектуализацию процессов;
- управление
ИТ-проектами и релизамиИТ-услуг ; - единую площадку для совместной деятельности нескольких организаций на базе сетецентрического процесса;
- информационную безопасность как процесс (SecOps).
Полный комплект технологических слоев позволяет работать с ИТ структурировано и в строгом соответствии с требованиями
С учетом этого подхода и сами процессы становятся другими. В них вовлечено множество участников на разных уровнях, они перестают быть иерархическими и больше не укладываются в стройную структуру.
В управлении услугами процессы становятся сетецентрическими: как они будут организованы, определяют сами участники в зависимости от своих потребностей и особенностей работы. Такое управление повышает эффективность процессов и упрощает их внедрение и актуализацию. Кроме того, сетецентрические процессы позволяют легко управлять
В рамках «Концепции 360» управление продуктами и разработкой также меняется и становится органической частью управления процессами, объединяя создание и поддержку услуги. Управление требованиями, разработкой и ресурсами происходит внутри
Как «Концепция 360» отразилась на продуктах NAUMEN
Для NAUMEN важно предоставить
Naumen Service Desk стал единой платформой для выстраивания процессов автоматизации управления
Появился продукт Service Management Intelligent Automation (SMIA). Он использует накопленные данные и позволяет заменить человека в части процессов за счет интеллектуальной автоматизации: роботизации,
Развивается продукт Naumen Business Services Monitoring, который поможет консолидировать всю техническую информацию по услугам. Это зонтичное решение, включающее возможности интеллектуального мониторинга, прогнозирования инфраструктурных инцидентов и управления доступностью, непрерывностью и мощностями услуг.
Закрыт и низовой слой — продуктом Naumen Network Manager. Он обеспечивает классический инфраструктурный мониторинг, используя мощные инструменты автоматического обнаружения объектов и конфигураций, поиск и визуализацию связей в инфраструктуре, агентский и безагентский мониторинг и другие технологические функции.
Таким образом, NAUMEN в соответствии с концепцией цифровой трансформации «переизобретает»